Главная · Планирование  · Иные представители работников в трудовых правоотношениях. Кто такие иные представители работников и когда они избираются Кто такие иные представители работников и когда они избираются

Иные представители работников в трудовых правоотношениях. Кто такие иные представители работников и когда они избираются Кто такие иные представители работников и когда они избираются

Соблюдение законных интересов и прав как отдельных работников, так и полноценного трудового коллектива - одна из самых важных и злободневных тем, которая достаточно подробно регламентируется в трудовом законодательстве РФ. В частности, основополагающим моментом считается избрание представителей работников, которые могут повлиять на коллективные решения, принимаемые в рамках одной организации. Именно поэтому данной теме посвящен отдельный раздел Трудового кодекса РФ, а именно, глава 4 указанного нормативно-правового акта.

Кто такие иные представители работников?

Практически каждая организация на сегодняшний день в России выступает в качестве объекта социального партнерства, в рамках которого должны быть соблюдены все законные интересы и права работников, прописанные в законодательстве России. При этом практически каждая организация выбирает профсоюзы, которые и представляют трудовой коллектив перед работодателем. Однако ТК РФ предусматривает возможность того, чтобы интересы коллектива в спорных ситуациях отстаивали и иные представители работников.

Ответ на вопрос о том, кто такие иные представители работников (не первичная профсоюзная организация) дает статья 31 действующего ТК РФ. Если обратиться к указанной норме права, то можно вывести общее определение этой дефиниции.

Иной представитель работников - это лицо, которое избирается трудовым коллективом независимо от того, входит оно в профсоюзы или же нет.

Но в данном случае следует помнить о том, что иные представители могут отстаивать интересы работников только на конкретном локальном уровне. Другими словами, иные представители (не профсоюзная первичная организация) могут быть избраны только в рамках одной компании, где имеются конкретные работодатели.

Таким образом, иные представители работников - это важное звено в цепи трудового коллектива, которое может не только осуществлять представительство работников перед работодателем, но и влиять непосредственно на принятие основополагающих решений в рамках компании.

Как избираются иные представители?

Как избирается первичная профсоюзная организация известно каждому работнику, а вот о процедуре избрания иных представителей работников имеют представление только единицы. Именно поэтому раскрытие данного вопроса также является одной из ключевых тем в рамках трудового законодательства, имеющего юридическую силу на территории России.

О том, как избираются подобные представители, прописано в статье 31 ТК РФ. В частности, данному вопросу посвящен п.3 указанной статьи. Если обратиться к данной правовой норме, то можно понять, что иные представители работников могут быть выбраны только в двух конкретных ситуациях:

  • если первичная профсоюзная организация не была сформирована в рамках фирмы;
  • если одна конкретная организация профсоюза включает менее половины работников трудового коллектива.

При этом следует помнить о том, что количество профсоюзов, действующих в рамках одной компании, не учитывается при избрании иных представителей работодателей. Их может быть безмерное число, при этом они могут объединять собой более 50 % трудового коллектива. Главное условие - чтобы большая часть коллектива не входила в одно профсоюзное объединение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие в организации действующих профсоюзов не является препятствием для избрания иных представителей от лица работников.

Избрание представительного лица рабочего коллектива происходит в полном соответствии с правовыми нормами, прописанными в рамках ТК РФ.

В частности, для этого организовывается коллективное собрание, где осуществляется голосование всех участников трудового договора. Голосование за избрание представительного органа осуществляется тайно. После подсчета голосов оглашается решение, которое подкрепляется официальным протоколом, имеющим юридическую силу.

В качестве представителя работников может быть выбрано только лицо, которое имеет подписанный трудовой договор с компанией, в рамках которой и происходит голосование. То есть этот общественный орган должен считаться официальным работником этой фирмы, а не сторонним представителем.

Правомочия непрофсоюзных представителей работников

Если говорить о полномочиях, которыми наделяются иные представители работников на территории конкретной организации, то они регламентируются пунктом 3 статьи 31 ТК РФ. В частности, в данной правовой норме указано, что представлять коллектив подобный орган имеет право только в рамках социального партнерства. Остальные полномочия возлагаются на плечи профсоюза.

В качестве иного представителя, который является непрофсоюзной организацией, может выступать:

  • сам трудовой коллектив компании;
  • орган общественной самодеятельности социального партнерства.

Про полномочия трудового коллектива написано достаточное количество юридической литературы. А вот тема, которая затрагивает собой органы общественной самодеятельности в рамках социального партнерства, требует дополнительных разъяснений.

Что же понимается под понятием орган общественной самодеятельности? Это общественное объединение, которое отличается отсутствием членства. Создано оно с целью решения коллективных проблем, в частности, в рамках трудового коллектива.

Орган общественной самодеятельности позволяет удовлетворить потребности и интересы неограниченного количества субъектов правоотношений, которые заключили трудовой договор с работодателем в рамках социального партнерства.

При этом все основополагающие цели, которые ставят перед представителем работники, должны быть полностью удовлетворены.

Строительство рабочего процесса представительного органа общественной самодеятельности выстраивается с учетом основополагающих пунктов, прописанных в Уставе той или иной организации, где и были выбраны представители от работников.

Этот орган не имеет какой-либо вышестоящей инстанции, которая контролирует выполнение правомочий. Не является обязательным условием для участия в объединении и оформление членства, что и считается основополагающим отличием от привычных профсоюзных организаций.

Регистрация представителя работников

Если рассматривать вопрос о необходимости регистрации органа общественной самодеятельности, то в данном случае как таковой законодательной обязанности со стороны трудового коллектива, избравшего представителя, нет. Но если все же решение о постановке на регистрационный учет органа будет осуществлено, то в дальнейшем ему присваивается статус юрлица.

Орган общественной самодеятельности в виде юрлица может иметь в собственности:

  • объекты недвижимости,
  • земельные наделы,
  • транспорт;
  • инвентарь, необходимый для исполнения прямых обязанностей, прописанных Уставом;
  • денежный фонд, который формируется за счет добровольных взносов работников трудового коллектива социального партнерства и пр.;
  • собственные СМИ, в которых будет публиковаться не только актуальная информация для сотрудников, но и официальные отчеты о проведенной работе и деятельности, издательства и еженедельники и др.;
  • дополнительное имущество, необходимое для функционирования представительного органа работников предприятия.

При этом орган (организация) избирается на конкретный временной период, после чего может быть как распущен, так и переизбран на другой срок. Принятие решения о реорганизации представительного органа происходит на общем собрании собственников путем голосования.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что права и интересы трудового коллектива перед работодателем могут быть защищены как первичной профсоюзной организацией, так и иными представителями. Подобная возможность закрепляется трудовым законодательством РФ, в частности, основополагающим актом в данной сфере Трудовым кодексом.

Какова процедура избрания представительного органа работников предприятия для ведения коллективных переговоров при заключении коллективного договора? Если эта процедура состоит из тайного голосования, то есть утвержденные формы бюллетеней тайного голосования работников?

Ответ

Процедура избрания представительного органа работников предприятия в законодательстве не прописана, утвержденных форм бюллетеней тайного голосования работников нет. Можете использовать данный в качестве образца.

Nota bene!

При составлении коллективного договора можно использовать макет (шаблон), который утвержден Минтрудом России 06.11.03 и имеет рекомендательный характер.

Проверка полномочий представителя работников. Правом направить работодателю предложение о переговорах по заключению коллективного договора обладают представители, которые определяются в соответствии со Трудового кодекса. Такими представителями могут быть первичные профсоюзные организации или иные представители, избираемые работниками. Иные представители (это могут быть отдельные лица из числа работников) избираются на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием ( ст. 37 ТК РФ). Следовательно, в последнем случае полномочия представителя должны быть подтверждены решением общего собрания (конференции) работников. Следует отметить, что «иные представители» могут быть избраны и наделены полномочиями по ведению коллективных переговоров, только если работники данной компании вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзы или если ни один из имеющихся профсоюзов не объединяет более половины работников и не уполномочен представлять интересы всех работников ( ст. 37 ТК РФ).

Подтверждение полномочий. Таким образом, при получении предложения о заключении коллективного договора работодатель вправе запросить у инициатора переговоров документы, подтверждающие право выступать от имени всех работников (кроме случаев, когда работодатель уже располагает такими документами).

Хотя Трудовой кодекс прямо не предусматривает обязанности стороны, инициирующей коллективные переговоры, каким-либо образом подтверждать свои полномочия, эта обязанность следует из закрепленного в Трудового кодекса принципа полномочности представителей сторон социального партнерства. В силу этого принципа статьи 37 Трудового кодекса устанавливает обязанность сторон (а значит, и представителей работников) предоставлять друг другу информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Поэтому суды, как правило, признают обоснованными запросы работодателей о подтверждении полномочий представителей работников (см., например,

Комментарий к статье 31

1. Под "иными представителями работников" ТК понимает лиц, избранных работниками вне зависимости от их профсоюзной принадлежности (как правило, не являющихся членами профсоюза), или представительные органы работников, которые не имеют отношения к профсоюзной структуре. Эти представители действуют исключительно на локальном уровне социального партнерства (у конкретного работодателя).

2. Иные (непрофсоюзные) представители работников могут быть избраны работниками только в том случае, если работники, занятые у конкретного работодателя, не объединяются в профсоюзные организации либо если существующая профсоюзная организация объединяет менее половины наемных работников (вне зависимости от количества таких профсоюзных организаций). В хозяйственной сфере работодателя может действовать несколько первичных профсоюзных организаций, объединяющих в совокупности более половины работников, но их наличие не препятствует избранию иного представителя работников. Иной представитель не может быть избран только в том случае, если одна из профсоюзных организаций объединяет более половины работников. При наличии в организации профессионального союза (профсоюзной организации), объединяющего менее половины работников, иной представитель может и не выбираться, а представление интересов работников общее собрание (конференция) вправе поручить существующему профессиональному союзу (профсоюзной организации).

Соответствующий представитель (представительный орган) избирается на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием. В состав представительного органа либо в качестве единоличного представителя могут быть избраны исключительно работники, занятые у данного работодателя.

3. Трудовой кодекс не предъявляет никаких формальных требований к юридической личности иного представителя. Очевидно, в современных условиях работники, избирая своих представителей, вправе либо наделить полномочиями на представительство конкретное лицо (в том числе конкретного работника), либо сформировать особый представительный орган (в частности, орган общественной самодеятельности, создание которого ранее прямо предусматривалось ст. 2 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях").

Полномочия иного представителя работников ограничиваются сферой взаимодействия работников и работодателя в рамках отношений социального партнерства. В иных отношениях (по защите и представительству индивидуальных прав работников) их права и интересы продолжает представлять и защищать соответствующий профессиональный союз (профсоюзная организация). Избрание работниками иного представителя не затрагивает осуществление профессиональными союзами своих полномочий по представительству и защите данных прав и интересов работников. О защите прав и интересов работников профессиональными союзами см. подробнее гл. 58 ТК и комментарий к ней.

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Комментарий к Ст. 31 ТК РФ

1. В случаях, установленных настоящей статьей, интересы работников на локальном уровне могут представлять, кроме профсоюзов, иные представители, уполномоченные на представительство общим собранием (конференцией) работников, где могут быть определены состав такого органа, его наименование, срок полномочий и т.д.

2. Часть 2 ст. 31 ТК исходит из положений Конвенции МОТ N 135 «О защите прав трудящихся на предприятии» (1971 г.), устанавливающей принципы взаимоотношений между различными представителями работников на основе их сотрудничества по всем соответствующим вопросам.

Второй комментарий к Статье 31 Трудового кодекса

1. Статья 31 изменена весьма существенно. В новой редакции ее ч. 1 близка по содержанию к последнему предложению ч. 4 ст. 37.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 для представительства интересов работников в социальном партнерстве на локальном уровне из числа работников может быть избран иной (нежели профсоюзный) представитель (представительный орган).

Избрание должно происходить на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием.

Иной представитель (представительный орган) избирается в случаях, когда:

1) работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или

2) ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

2. Часть 2 ст. 31 оставлена без изменений. Она служит гарантией неприкосновенности прав профсоюзной организации в осуществлении ее функции представительства интересов работников.

3. Трудовой кодекс закрепляет за профсоюзами положение и права основных представителей работников и лишь при определенных условиях указывает на иных представителей.

4. Положения ТК РФ о представительстве интересов работников в значительной мере опираются на Конвенцию МОТ N 135.

Представителей трудящихся Конвенция N 135 определяет как лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой. К таким лицам Конвенция относит: представителей профессиональных союзов — представителей, назначенных или избранных профсоюзами или членами таких профсоюзов, или выборных представителей — свободно избранных трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил или коллективных договоров, функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профсоюзов в соответствующей стране (см. ст. 3 Конвенции).

Конвенция (ст. 5) предусматривает, что, когда на одном и том же предприятии существуют как представители профессионального союза, так и выборные представители, должны быть приняты соответствующие меры, когда это необходимо, для того, чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, а также для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями.

На основе приведенных положений Конвенции МОТ N 135 в Кодексе предусмотрено, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31).

В тех случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, допускается создание на общем собрании (конференции) работников иного представителя (представительного органа) . Такой орган (представитель) избирается тайным голосованием из числа работников организации (индивидуального предпринимателя).

Такие же правила действуют в том случае, когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена общим собранием (конференцией) представлять интересы всех работников при проведении коллективных переговоров.

По смыслу ч. 1 ст. 31 ТК представителем работников при отсутствии первичной профсоюзной организации либо ее малочисленности может выступать как представительный орган, так и специально избранные работники-представители. Решение этого вопроса, а также вопросов о составе представительного органа, его наименовании, сроке полномочий и т.п. отнесено к компетенции общего собрания (конференции).

Очевидно, в крупных организациях приоритет будет отдаваться созданию представительных органов, действующих на постоянной основе. Для представительства небольших коллективов, видимо, достаточно избрания одного или нескольких представителей.

В соответствии с положениями Конвенции МОТ N 135 "О представителях трудящихся" (1971) <1> наличие выборных представителей работников не может использоваться для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, сотрудничество между профсоюзными и иными представителями должно поощряться.

Это положение международного трудового права воспринято российским законодательством: наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК). Статья 16 Закона о профсоюзах провозглашает сотрудничество принципом отношений между профсоюзами, первичными профсоюзными организациями и их органами и другими представительными органами работников. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы организации (п. 2 ст. 16 Закона).

Работодатель несет соответствующие обязанности по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников (ст. 32 ТК). В соответствии со ст. 377 ТК работодатель обязан безвозмездно предоставлять выборным профсоюзным органам помещение для проведения собраний (конференций), предоставить возможность размещения информации и т.п. Аналогичное положение содержится в ст. 28 Закона о профсоюзах . Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Аналогичные условия должны создаваться для избранных представителей работников (представительного органа) в случае отсутствия или малочисленности первичной профсоюзной организации.