Главная · Планирование · Педагог-библиотекарь в школе. Как составить график работы педагога-библиотекаря Должностная инструкция педагога библиотекаря по фгос

Педагог-библиотекарь в школе. Как составить график работы педагога-библиотекаря Должностная инструкция педагога библиотекаря по фгос

На должность педагога-библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Образец должностной инструкции педагога-библиотекаря

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-библиотекаря в школе разработана в соответствии требованиям ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г.; согласно Трудовому кодексу РФ и другим нормативным актам, регулирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Педагога-библиотекаря назначает и освобождает от должности директор школы в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации.
1.3. Педагогу-библиотекарю необходимо иметь высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.
Лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих необходимым практическим опытом и знаниями, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, можно назначать на соответствующие должности так же, как и лиц, имеющих специальную подготовку и стаж работы.
1.4. Педагог-библиотекарь находится в прямом подчинении у директора школы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. Педагог-библиотекарь осуществляет свою деятельность согласно:

  • действующему законодательству РФ об образовании и библиотечном деле;
  • руководящим документам вышестоящих органов по вопросам работы библиотеки;
  • правилам организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;
  • Уставу общеобразовательного учреждения, Правилам внутреннего трудового распорядка;
  • Положению о библиотеке, приказам и распоряжениям директора общеобразовательного учреждения;
  • данной должностной инструкции педагога-библиотекаря школы, правилам охраны труда и пожарной безопасности, трудовому договору.

1.6. Педагогу-библиотекарю строго запрещено применять образовательную деятельность в целях политической агитации, принуждения учеников к принятию политических, религиозных или других убеждений или отказа от них, с целью разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе с помощью сообщения ученикам недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.
1.7. Педагог-библиотекарь должен знать:

  • главные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • Законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном ресурсе школы;
  • методологию проведения индивидуальных бесед, формы и техники проведения конференций, выставок;
  • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;
  • индивидуальные особенности развития детей различного возраста;
  • специфику развития интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности;
  • передовые информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), основы работы в сети Интернет, правила применения мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;
  • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной деятельности;
  • профиль деятельности, специализацию и структуру школы;
  • правила комплектования, хранения и учета библиотечного ресурса, поиска и выдачи книг из библиотечного ресурса;
  • условные сокращения и условные обозначения, используемые в библиографии на иностранных языках;
  • новейшие информационно-поисковые системы, используемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и принципы составления каталогов;
  • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;
  • правила компенсации при потере читателями единиц библиотечного ресурса;
  • порядок и правила составления отчетных документов о работе библиотеки.

Педагог-библиотекарь должен также знать правила внутреннего трудового распорядка, свою должностную инструкцию педагога-библиотекаря в школе, правила охраны труда и пожарной безопасности, порядок действий при эвакуации в случае возникновения пожара.

2. Функции

К главным направлениям деятельности педагога-библиотекаря относятся:
2.1. Информационно-библиографическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении (образовательная функция);
2.2. Помощь в самообразовании учащихся и педагогических работников образовательного учреждения посредством библиотечно-информационного обслуживания;
2.3. Пропаганда чтения как способа культурного досуга (культурная);
2.4. Обеспечение доступа к информации и информационным ресурсам, требуемым для реализации программы начального общего, основного общего, среднего общего (полного) образования (информационная функция).

3. Должностные обязанности педагога-библиотекаря школы

Педагог-библиотекарь обязан:
3.1. Участвовать в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования согласно федеральным государственным стандартам (ФГОС) начального общего, основного общего, среднего общего образования.
3.2. Организовывать работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для учеников и педагогических работников к информации, относящейся к реализации основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в применении библиотечно-информационных ресурсов.
3.3. Осуществлять дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, способов и видов библиотечно-информационной деятельности.
3.4. С этой целью разрабатывать рабочую программу, обеспечивать ее выполнение, организовывать участие учащихся в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор видов, средств и методов работы детского объединения учитывая психофизиологическую и педагогическую целесообразности, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.
3.5. Применять педагогические теории и методы для решения информационно-образовательных задач.
3.6. Обеспечивать и анализировать достижения учащихся, выявлять их творческие способности, способствовать формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
3.7. Участвовать в обеспечении самообразования учащихся, педработников школы средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.
3.8. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
3.9. Участвовать в деятельности педагогических, методических советов, объединений, в иных видах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внешкольной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.
3.10. Составлять планы комплектации библиотеки школы печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
3.11. Разрабатывать предложения по формированию в библиотеке школы ресурса дополнительной литературы, включающего в себя детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию главной учебной программы.
3.12. Проводить работу по учету и периодической инвентаризации библиотечного ресурса школы.
3.13. Обеспечивать тщательную обработку поступающей в школьную библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с использованием новейших информационно-поисковых систем.
3.14. Организовывать качественное обслуживание учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения.
3.15. Обеспечивать незамедлительное составление библиографических справок по поступающим запросам.
3.16. Обеспечивать полную сохранность библиотечного ресурса, ведение статистического учета по главным показателям деятельности библиотеки и подготовку необходимой отчетности.
3.17. Обеспечивать строгое выполнение должностной инструкции педагога-библиотекаря школы, охрану жизни и здоровья учащихся во время обучения и нахождения в помещении школьной библиотеки.
3.18. Строго выполнять правила охраны труда и противопожарной защиты.

4. Права педагога-библиотекаря

Педагог-библиотекарь имеет полное право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для выполнения указания пользователям библиотечного ресурса.
4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, предусмотренном Правилами о поощрениях и взысканиях в общеобразовательном учреждении.
4.3. Участвовать:

  • в разработке воспитательной политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в создании соответствующих стратегических документов;
  • в подготовке разных управленческих решений, относящихся к работе школьной библиотеки;
  • в проведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-информационной деятельности;
  • в деятельности педсовета общеобразовательного учреждения.

4.4. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении определенных проектов по деятельности библиотеки, а также по усовершенствованию воспитательного процесса в школе.
4.5. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Самостоятельно подбирать формы, средства и методики библиотечно-информационного обслуживания образовательного процесса согласно целям и задачам, приведенным в Положении о школьной библиотеке.
4.7. Требовать:

  • от учеников соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил пользования библиотечным ресурсом и Интернет-ресурсом;
  • от администрации школы - помощи в исполнении своих прав, должностных обязанностей и обеспечения условий для пользователей библиотеки.

4.8. Периодически повышать свою квалификацию, применяя разные виды и методы совершенствования.
4.9. Изымать документы из ресурсов школьной библиотеки согласно инструкции по учету библиотечного фонда.
4.10. Определять формы и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, согласно Правилам пользования библиотекой школы, утвержденным директором школы.
4.11. Совмещать должности, получать доплату за увеличение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды согласно Коллективному договору общеобразовательного учреждения.
4.12. Быть представленным к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или несоответствующее исполнение, без уважительных на то причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора общеобразовательного учреждения и других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных данной должностной инструкцией педагога-библиотекаря, а также за не использование прав, предусмотренных в приведенной инструкции, повлекшее за собой дезорганизацию обучающего процесса, педагог - библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За любое виновное нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил работы библиотеки педагог-библиотекарь может привлекаться к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством.
5.3. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью ученика, а также совершение другого аморального проступка педагог-библиотекарь может быть освобожден от занимаемой им должности согласно Трудовому законодательству РФ и ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 03.07.2016г). Увольнение за такой проступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.
5.4. За любое виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, педагог - библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог-библиотекарь школы:
6.1. Осуществляет свою деятельность согласно графику, составленному с учетом 36-часовой рабочей недели за ставку, утвержденному директором школы;
6.2. Самостоятельно составляет план своей работы на каждый учебный год и месяц; план работы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения не позже тридцати дней до начала планируемого периода;
6.3. Может привлекаться по указанию директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе к срочной замене временно отсутствующих педагогов в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной ежечасной оплатой педагогической работы;
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами, приказами, инструкциями;
6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией общеобразовательного учреждения и педагогическим персоналом школы;
6.6. Педагог-библиотекарь выполняет должностные обязанности заведующего библиотекой с дополнительной оплатой труда.

Должностную инструкцию разработал:

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ (______________________)

Транскрипт

1 ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА - БИБЛИОТЕКАРЯ УТВЕРЖДАЮ Утверждаю Директор МБОУ «Хиславичская СШ» /Е.И. Адашан Пр г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифноквалификационной характеристики педагога-библиотекаря, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. 448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 года, регистрационный 21240), изменений в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 года, регистрационный 18638) Педагог-библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации Педагог-библиотекарь подчиняется непосредственно директору школы и заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе В своей деятельности педагог-библиотекарь руководствуется действующим законодательством Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом общеобразовательного учреждения, Положением о библиотеке, приказами и распоряжениями директора школы и настоящей Инструкцией Педагог-библиотекарь должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство

2 Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. 2. ФУНКЦИИ Основными направлениями деятельности педагога-библиотекаря являются: 2.1. Информационно-библиографическое сопровождение учебновоспитательного процесса в школе (образовательная); 2.2. Содействие самообразованию обучающихся и педагогических работников школы средствами библиотечно-информационного обслуживания; 2.3. Пропаганда чтения как формы культурного досуга (культурная); 2.4. Обеспечение доступа к информации и ресурсам, необходимым для реализации программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (информационная).

3 3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Педагог-библиотекарь 3.1.Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего общего образования. 3.2.Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечноинформационных ресурсов Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности Проводит консультации обучающихся по вопросам поиска, обработки, анализа и оформления информационных ресурсов, в том числе авторского права и работы с интернет-ресурсами Применяет педагогические и библиотечные теории и методики для решения информационно-образовательных задач Участвует в обеспечении самообразования обучающихся, педагогических работников средствами библиотечных и информационнобиблиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных планом работы Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке школы фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы Осуществляет работу по учету и проведению плановых инвентаризаций библиотечного фонда ОУ.

4 3.11. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем Организует обслуживание обучающихся и работников образовательного учреждения Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности Использует информационные ресурсы сети Интернет для пополнения библиотечного фонда Обеспечивает интеллектуальный доступ читателей библиотеки к информации путем ведения справочно-библиографического аппарата и информационно-поисковой системы библиотеки: Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы на основе общепринятой библиотечно-библиографической классификации (ББК) Обеспечивает дифференцированное библиотечное обслуживание обучающихся и членов педагогического коллектива школы на абонементе и в читальном зале Организует доступ читателей библиотеки к информационным ресурсам Интернета Использует современные образовательные технологии и цифровые образовательные ресурсы для популяризации чтения Составляет план работы на каждый учебный год, который утверждается директором школы Ведет статистический и аналитический учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность директору школы или заместителю директора по учебно-воспитательной работе. 4. ПРАВА Педагог-библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции Давать обязательные распоряжения пользователям библиотечного фонда Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс Принимать участие в:

5 - разработке воспитательной политики и стратегии Школы, в создании соответствующих стратегических документов; - разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки; - ведении переговоров с партнерами Школы по библиотечноинформационной работе; - работе Педагогического совета; 4.4. Вносить предложения: - о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки; по совершенствованию воспитательной работы; 4.5. Запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного процесса в соответствии с целями и задачами, указанными в Положении о библиотеке общеобразовательного учреждения Требовать: - от учащихся соблюдения Правил пользования библиотечным фондом; - от администрации общеобразовательного учреждения оказания содействия в исполнении своих прав, должностных обязанностей и создания условий для пользователей библиотеки; - от любых посторонних лиц, не принимающих участие в учебновоспитательном процессе, покинуть помещение библиотеки, если на это посещение не было дано разрешение администрации ОУ; 4.8. Повышать свою квалификацию, используя различные формы и методы совершенствования Изымать документы из фондов библиотеки в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда Определять виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, в соответствии с Правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного Совмещать должности, получать доплату за расширение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды в соответствии с коллективным договором школы Быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6 5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора Школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог - библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном действующим трудовым законодательством РФ За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил работы библиотеки педагог-библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, педагог - библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ. 6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ Педагог-библиотекарь: 6.1. работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели за ставку, утвержденному директором школы; 6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и месяц; 6.3. может привлекаться по распоряжению директора или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы; 6.4. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами; 6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией школы и педагогическими работниками школы; 6.6. выполняет обязанности заведующего библиотекой с дополнительной оплатой. С должностной инструкцией ознакомлена ФИО Дата


Отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. 2. ФУНКЦИИ Основными направлениями деятельности педагога-библиотекаря

Индивидуальные особенности развития детей различного возраста; специфику развития интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности; передовые информационнокоммуникационные технологии (текстовые

УТВЕРЖДЕНО Директор КГКОУ ШИ 11. С.М. Крымзина Приказ от "_"._.2016 г. Должностные обязанности педагога-библиотекаря. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-библиотекаря в школе

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования Департамент общего образования Минобрнауки России информирует, что в целях повышения

Принято педагогическим советом МБОУ «СОШ 35» протокол от 20 г. Председатель педагогического совета Утверждаю Директор МБОУ «СОШ 35» Е.В. Глухарѐва Введено в действие приказом от 20 г. Е.В. Глухарѐва Рег.

Конференций, выставок; - основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; - индивидуальные особенности развития детей разного возраста; - специфику развития интересов и потребностей

Методический день Должностная инструкция педагога-библиотекаря Проект I. Общие положения 1. Педагог-библиотекарь является руководителем структурного подразделения образовательного учреждения. 2. Назначается,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 6" ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ БИБЛИОТЕКАРЬ (ЗАВЕДУЮЩИЙ БИБЛИОТЕКОЙ) г. Челябинск СОГЛАСОВАНО:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Гимназия 1540 «УТВЕРЖДАЮ» ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Директор Гимназии 1540 М.В.

Должностная инструкция заместителя директора по научно-методической работе Новиковой Натальи Владимировны (Ф.И.О. учителя) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе

Приложение 3 к приказу 143 от 29.03.2017 Должностная инструкция руководителя информационно-библиотечного центра МАОУ СОШ 30 УТВЕРЖДАЮ Директор учреждения И.С. Разуваева 1.Общие положения 1.1. Руководитель

Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе Дубовой Татьяны Анатольевны (Ф.И.О. заместителя директора) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на

Должностная инструкция заведующего школьной библиотекой 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик, согласованных постановлением

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 15» СОГЛАСОВАНО председатель ПК М.А.Серебрякова «31» августа 2012г. УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «СОШ 15» Е.В.Стахинюк

Должностная инструкция заведующего школьной библиотекой Должностная инструкция заведующего школьной библиотекой 1. Общие положения 1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифноквалификационных

Должностная инструкция заместителя директора по информационным и коммуникационным технологиям Лобах Татьяны Владимировны (Ф.И.О. заместителя директора) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 683 Приморского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ школы 683 Приморского района Санкт-Петербурга

Приложение 2 к приказу от 2014 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Жаворонковской средней общеобразовательной школы Г.Н. Тараскина ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ответственного

Утверждено 20 г. Директор МБОУ СОШ 6: /Тоболева В. И./ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ учителя 1. Общие положения. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной

Должностные инструкции на исполнение обязанностей координатора ДО дистанционного обучения 2014-2015 уч. год 1. Общие положения 1.1. Координатор ДО назначается и освобождается от должности директором школы.

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; - современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

Должностные инструкции на исполнение обязанностей тьютора-организатора дистанционного обучения 2014-2015 уч. год 1. Общие положения 1.1. Тьютор-организатор ДО назначается и освобождается от должности директором

«СОГЛАСОВАНО»: Председатель ПК: /О.В. Меденюк/ «29» августа 2016 г. «УТВЕРЖДАЮ»: Директор МБОУ СОШ 53 /А.Б. Ткаченко/ «29» августа 2016 г. Должностная инструкция. ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА муниципального бюджетного

1 ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ-МЕДИАТЕКЕ. 2 1. Общие положения. 1.1. Медиатека является информационным центром школы и рассматривает свободный доступ к различным видам информационных ресурсов как неотъемлемое

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 329 Невского района г. Санкт - Петербурга СОГЛАСОВАНО Председатель профкома Пресленева Л.Д. УТВЕРЖДЕНО Директором ГБОУ лицея 329 Беляева О.А.

РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол от УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ имени В.М. Комарова с углублённым изучением английского языка ЗАТО городского округа Звёздный городок Московской области Афанасьева

Согласовано: Заместитель руководителя культуры администрации МОГО «Инта» Л.В. Титовец Максименкова 201_ г. 201_ г. Утверждаю: Начальник отдела администрации МОГО «Инта» О.А. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ

Утверждаю Директор школы &.М. Полетайкин Приказ t / 5 b От 30.08. 2014г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУЙЩ Щ 7 УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция учителя английского

СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ» Председатель профкома Директор МБОУ СОШ * О.И. Л.И. Борисова Приказ от ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагога платных образовательных услуг муниципального бюджетного образовательного учреждения

Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени обучения 1. Общие положения 1.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени

«РАССМОТРЕНО» на заседании педагогического совета протокол 1 от 31.08.2012. «УТВЕРЖДАЮ» директор школы И.Ю. Канарский приказ от 01.09.2012 162 Должностная инструкция заместителя директора по УВР, осуществляющего

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ, реализующего ФГОС НОО, ООО, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 45 г. Челябинска ДОЛЖНОСТНАЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Исовская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО Председатель ППО С.К. Ергер УТВЕРЖДАЮ Директор школы Л.Б. Бехтерева Приказ от 2017 г. Должностная

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Должностная инструкция заведующего библиотекой Должностная инструкция заведующего библиотекой I. Общие положения 1.1 Заведующий

2.3. Организация правильного и рационального использования технологического оборудования; 2.4. Обеспечение делопроизводства столовой. 3. Должностные обязанности Заведующая производством выполняет следующие

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Председатель профкома: Директор школы: Манагарова Л.В. Портнов А.Б. 2011г. 2011г. Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени

Должностная инструкция учителя (начальные классы) 1. Общие положения 1.1.Учитель (начальная школа) назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности

Рассмотрено на педагогическом совете протокол 1от 30.08. 2013г. Утверждаю: Директор школы МБОУ«СОШ 50» Н.В. Симатюк Приказ 210 от 30.08.2013г. ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ 1. Общие положения 1.1. Положение о

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; - теорию и методы управления образовательными системами; - современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ - теорию и методы управления образовательными системами; - современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного

Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 г.губкинский» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ 5» Л.В.Хамидуллина

Принято на педагогическом совете. Протокол 1 от 30.08.2013г. Утверждаю Директор МБОУ СОШ 25 г.шахты Е.И. Дудкина должностная инструкция учителя начальных классов, работающего по ФГОС I. Общие требования

«УТВЕРЖДАЮ» Директор «Знаменской гимназии» /Бузин И.А. «31» августа 2016 г. Должностная инструкция ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА 1. Общие положения 1.1 Настоящая инструкция разработана на основе Единого квалификационного

1.5. Заместитель директора по АХЧ должен знать: - приоритетные направления развития образовательной системы РФ; - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную,

1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом РФ, на основе квалификационной характеристики педагога-организатора,

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА, реализующего ФГОС НОО, ООО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 45 г.челябинска ДОЛЖНОСТНАЯ

Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; -педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную

Приложение 2 УТВЕРЖДЕНО: Приказом БУК ВО «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова» от 2012 г. ПОЛОЖЕНИЕ об Отделе «Читальный зал» БУК ВО «Вологодская областная юношеская библиотека

Современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами; - методы анализа финансово-хозяйственной деятельности школы; - правила хранения бухгалтерских документов

Должностная инструкция старшего воспитателя 1. Общие положения должностной инструкции старшего воспитателя 1.1. Данная должностная инструкция разработана с учетом требований ФГОС дошкольного образования,

Его компетенцию, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым и органов управления

Утверждено: директор ГБОУ СОШ с. Большая Каменка Филиппов Е.М. 20 г. Должностная инструкция заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе Общие положения 1.1.Настоящая должностная инструкция

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 171». 1.1 Положение определяет уровень требований к библиотеке ГБОУ «Школа 1.2. При разработке данного Положения сотрудники ГБОУ «Школа 171» руководствовались Гражданским кодексом Российской

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических,

Приложение 2 к приказу от Должностная инструкция руководителя информационно- библиотечного центра МАОУ «Лицей 29» 1.Общие положения 1.1. Руководитель ресурсного центра (ИБЦ) является руководителем структурного

Негосударственное образовательное учреждение Подольский колледж «Парус» УТВЕРЖДАЮ: Директор НОУ ПК «Парус» Г.С.Никулина 20 г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА КОЛЛЕДЖА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

У Т В Е Р Ж Д А Ю Приказом 136/1 от 29 августа 2016 года Директор ЧУООШ «Мои Горизонты» Е.Л.Гакало «29» августа» 2016г. Должностная инструкция заместителя директора по УМР, курирующего деятельность по

ПОЛОЖЕНИЕ о библиотеке Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва 2 (колледж)» Департамента спорта

1 2 директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. 1.8. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 1.9. Заместитель директора

У Т В Е Р Ж Д А Ю Приказом 136/1 от 29 августа 2016 года Директор ЧУООШ «Мои Горизонты» Е.Л.Гакало «29» августа» 2016г. Должностная инструкция педагога-психолога, работающего по ФГОС ОВЗ в ЧУООШ Мои Горизонты

Утверждаю: Директор Ю.Д. Козырь. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нарышкинская средняя общеобразовательная школа». Должностная инструкция классного руководителя. 1. Должностные обязанности.

1. Общие положения ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ заместителя директора по воспитательной работе Приложение 2 к приказу 19 5 от 11.03.2012г. 1.1. Заместитель директора школы по воспитательной работе назначается

Должностная инструкция заместителя директора по учебно методической работе Егоровой О.Б. 1. Общие положения 1.1. Заместитель директора по учебно-методической работе (далее по тексту заместитель директора)

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Прогимназия 10 «Сказка» Должностная инструкция старшего воспитателя 1. Общие положения должностной инструкции старшего воспитателя 1.1. Данная должностная

СОГЛАСОВАНО Председатель профсоюзного комитета МКОУ «Терекли-Мектебская СОШ им.кадрии УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ им.кадрии Кельдасова Н.О Акимова А.А "09"сентябрь 2016 г. "09" сентябрь 2016г Должностная

Приложение 5 УТВЕРЖДЕНО: Приказом БУК ВО «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова» от 2012 г. ПОЛОЖЕНИЕ об Абонементе БУК ВО «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 1. Общие положения Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе назначается и освобождается от должности

Должностная инструкция заместителя директора по обеспечению безопасности жизнедеятельности Кузнецовой Ирины Владимировны (Ф.И.О. заместителя директора) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция

Утверждаю Директор МБОУ «Кирбинская СОШ» Хурамшина К.К. Должностная инструкция 1. Общие положения 1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе постановления Минтруда России от 03.02.97 6

Согласовано: Председатель П.К Гаджаева М.В Утверждаю Директор И.Х.Кумукова МКОУ «Гимназия 4 им.м.а.хабичева» Приказ 82 от 2сентября 2013г Должностная инструкция заместителя директора по административно-хозяйственной

1. Общие положения 1.1. Библиотека является структурным подразделением Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Промышленно-технологический колледж»

1. Общие положения 1.1. Библиотека является одним из ведущих структурных подразделений техникума, обеспечивающих учебной, научной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями и информационными

Должностная инструкция методиста 1. Общие положения 1.1. Данная должностная инструкция методиста МБОУ «Гимназия 9» (далее - Гимназия) структурного подразделения Детский сад (далее структурное подразделение)

В связи с переосмыслением роли национального библиотечного фонда в России, как и многих других странах, возникла необходимость качественного реформирования должностных полномочий сотрудников сферы, что затронуло и работников школьных библиотек. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.05. 2011 г. № 448н в ЕКС была внесена новая должность. Педагог-библиотекарь - это специалист, на которого возлагается ряд концептуально важных обязанностей:

  • хранение, расширение имеющегося книжного фонда;
  • практическое переформатирование работы библиотечного пространства, в условиях нового времени призванного стать институтом социализации, центром активной коммуникации и неотъемлемой частью системы информационного образования;
  • создание условий для поддержания детской читательской инициативы, расширения навыков ориентации в многообразии доступных источников информации.

Педагог-библиотекарь - новая должность в школе

Стремительное развитие технологий, которые мы наблюдаем в последние годы, находит свое отражение в темпах развития всех социально-экономических областей, и сфера образования не стала исключением. Повсеместная доступность информации фактически уничтожила ценность знания как системной единицы, вместе с тем обусловив высокую значимость навыка быстрой ориентации в условиях информационного перенасыщения, умения осуществлять классификацию источников знаний и мыслить критически. В свете этого школьные библиотеки, которые традиционно считались придаточным звеном в системе образовательных учреждений, приобрели новый статус, трансформируясь в центры информации, духовного и культурного воспитания, а в российских школах появилась новая должность - педагог-библиотекарь.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

- Организация инновационного библиотечного пространства для учащихся и педагогов (зонирование и организация мероприятий)
- «Не библиотека в школе, а школа в библиотеке» (интервью)

Необходимость утверждения нового статуса библиотеки в ОУ была определена на крупномасштабных мероприятиях, проводимых по инициативе РШБА (Русская школьная библиотечная ассоциация) в 2007-2010 годах. Закономерным результатом усилий инициативной группы стало провозглашение В.В. Путиным на VI съезде Всероссийского педагогического собрания новости о введении должности педагог-библиотекарь. При этом Председателем Правительства тогда отметил, что миссия работник, старательно трудящихся в более чем 50 тысяч школьных библиотек России, выходит далеко за пределы простых операций по сохранению библиотечного фонда и выдаче-приеме книг. Библиотекари помогают участникам образовательного процесса ориентироваться в существующем многообразии информации, тем самым закладывания предпосылки становления культуры личности, оказывают практическую помощь учителям, и при этом не имеет преференций, предоставляемых всем группам педагогических работников. Таким образом, поднимая вопрос о новой должности педагога-библиотекаря в школе и рассуждая, чем она лучше, следует отметить следующие перспективы для работников, осуществивших или планирующих осуществить переход:

  1. Библиотекари, которые ранее относились к категории учебно-вспомогательного персонала, получали минимум на треть меньше учителей, что не отменяло высокого уровня ответственности (в т.ч. материальной) и эмоциональной загруженности. Перевод в статус педагогических работников обусловливает качественное улучшение системы начисления заработной платы, а также перспективу роста дохода до средне экономических показателей по региону.
  2. Внесение изменение в ЕКС позволяет библиотекарям пользоваться привилегиями, актуальными для педработников правами и льготами, включая возможность получения единоразовых пособий для молодых специалистов, компенсаций для организации отдыха в пансионатах и санаториях, удлиненный отпуск.
  3. Изменение статуса предусматривает расширение списка трудовых функций и обязанностей. Сотрудники, занимающие должность, обязаны проходить в установленном порядке аттестационное оценивание, свободно владеть ИКТ-средствами, принимать участие в реализации программного содержания на уровне начального, общего, среднего образования, принимать участие в организации полезного и содержательного досуга школьников посредством поддержки читательской инициативы, подготовки и проведения тематических мероприятий, освоению детьми информационных технологий.

Чтобы снять вопросы, кто такой педагог-библиотекарь и обеспечить возможность сознательного перехода претендентов на эту должность, было принято решение разработки профессионального стандарта, основанного на принципах системности, целостности, технологичности, совместимости, включенности в общий педагогический процесс. При разработке трудовых функций по новой должности остро возникла проблема гармоничного сочетания педагогической и библиотечной составляющей, поскольку в отечественной образовательной практике впервые предстояло провести интеграции двух самодостаточных направлений деятельности в одно. Было крайне важно избежать «перекоса» или небрежной трактовки должностных обязанностей педагогов-библиотекарей и, на наш взгляд, это удалось благодаря сильной базе профессиональной переподготовки, изучению зарубежного опыта и потребностей работодателей. В остальном успешность внедрения в учебно-воспитательный комплекс новой должности зависит от управленческого таланта и усилий директоров школ, которые с одной стороны должны строго следить за реализацией внедрения нового профессионального стандарта для библиотекарей, с другой - оценивать ситуацию критически, с пониманием того, что в реальных образовательных условиях все должно работать на удовлетворение потребностей школьников и педагогов, а потому возможно проведение коррекции с поправкой на специфику функционирования конкретной ОУ.

Педагог-библиотекарь в школе: должностные обязанности

Определение обязанностей по должности педагога-библиотекаря основывается на профессиональном стандарте, создатели которого, в свою очередь, выделили конкретные трудовых функции на основе обобщенных, обеспечив совокупность библиотечных и педагогических составляющих. Главное новшество в списке обязанностей педагога-библиотекаря в школе - опосредованное ведение педагогической работы, предусматривающее участие в реализации ООП на уровне начальной, основной, средней школы, что будет рассмотрено нами подробнее.

Обобщенная трудовая функция Профессиональные обязанности
Педагогическая работа по проектированию и реализации учебно-воспитательного процесса в ОУ. Согласно общепедагогической функции педагог-библиотекарь в школе создает условий для обучения, воспитания и общего развития детей, руководствуясь требованиями ФГОС, особенностями возрастной психологии, образовательными потребностями и интересами учащихся. Специалист, занимающий должность, в рамках ведения библиотечной деятельности, во время проведения дополнительных занятий способствует личностному и культурному развитию школьников, обеспечивает широкую поддержку читательского интереса, обучает методам и формам ведения библиотечно-информационной работы.
Педагогическая деятельность по формированию информационной культуры, обеспечению информационной безопасности учащихся и педагогов.

Педагог-библиотекарь в школе участвует в реализации программ информационной культуры личности:

  • на уровне начального, основного, среднего (общего) образования (рабочие программы учебных курсов для школьников всех возрастных групп);
  • в рамках мероприятий по повышению профессионального уровня педработников ОУ (как представитель внутришкольной методической службы).

Также педагог-библиотекарь обязан принимать участие в реализации кластера внеурочной деятельности, обеспечивая условия для общеинтеллектуального развития личности учащихся, привитию им основ информационной культуры.

Библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ общего образования.

По данному направлению деятельности педагог-библиотекарь в школе:

  • комплектует, систематизирует, обеспечивает ремонт и хранение библиотечного фонда;
  • организует обслуживания пользователей;
  • предоставляет культурно-просветительские и досуговые услуги; формирует справочно-библиографический аппарат;
  • создает необходимые абонентам библиотеки информационные ресурсы;
  • обеспечивает деятельность школьной библиотеки.

Также в обязанности педагога-библиотекаря в школе входит:

  • разработка программ допобразования для поддержания интереса школьников к специальной и художественной литературе, всестороннего развития личности;
  • анализ достижений детей для выявления интеллектуальной или творческой одаренности, склонностей к той или иной профессиональной деятельности, что особенно важно для профориентации школьников;
  • организация читательских конференций, литературных вечеров, семинаров, мастер-классов, тематических выставок, встреч с читателями и презентаций;
  • планирование работы по комплектации библиотечного фонда электронными и печатными информационными ресурсами;
  • инвентаризация книг, журналов, справочников, обеспечение сохранности и ремонт фонда;
  • составление каталога литературы, работа с картотеками, ИК-технологиями и передовыми поисковыми системами;
  • соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.

Что касается непосредственно практической деятельности, то при осуществлении профессиональных обязанностей педагог-библиотекарь, занимающий новую должность в школе, обязан руководствоваться должностной инструкцией, локальными актами и постановлениями, рабочей программой, которую он разрабатывает перед началом учебного года и согласовывает со школьной администрацией. В плане работы специалиста на год должен быть отражен широкий спектр целей и задач (организационные, образовательные, прогностические, мониторинговые), соответствующих широкому охвату трудовых функций, объединяющих педагогический и библиотечный компонент. Так, в список трудовых задач специалиста можно включить следующие:

  • стимулировать читательскую активность детей, используя для этого нестандартные или ИКТ-методики;
  • посредством акции «Подари книгу школе» пополнить школьный литературный фонд;
  • работать над созданием комфортной библиотечной среды, повышением доступности информации и качества обслуживания читателей;
  • способствовать формированию у детей интереса к здоровому образу жизни, познанию, эстетической культуре;
  • обучать школьников пользоваться различными носителями информации, а также каталогами и библиографическими сборниками, анализировать и систематизировать информацию.

Может ли педагог-библиотекарь заниматься преподавательской деятельностью?

Согласно действующей квалификационной характеристике педагогу-библиотекарю, помимо обслуживания имеющегося на балансе информационного фонда и ведения консультационной деятельности, вменяется педагогическая работа, не подлежащая дополнительной оплате. Педагогическая работа специалиста, работающего по должности «педагог-библиотекарь», заключается в участии в реализации ООП путем информационного обеспечения учебных дисциплин и формирования информационной культуры учащихся.

Поднимая вопрос о том, может ли педагог-библиотекарь заниматься преподавательской деятельностью, хочется отметить, что работник, имеющий соответствующую подготовку и желание организовывать обучение детей по учебному предмету, курсу, в рамках кружковой активности, имеет право заниматься преподаванием на тех же основаниях, что и другие сотрудники ОУ - директор, его заместители, педагоги-психологи и т.д. Поскольку преподавательская деятельность педагога-библиотекаря не предусмотрена ЕКС, то отработку часов утвержденного учебного плана необходимо оплачивать отдельно, по ставке педагога основного или дополнительного образования (в зависимости от типа учебной дисциплины). При этом руководителю следует учитывать, что преподавательская нагрузка без занятия штатной должности не считается совместительством, поэтому она может реализовываться в основное рабочее время, если это не мешает педагогу-психологу выполнять базовые должностные обязанности и согласовано с администрацией ОУ.

Подводя итог, хочется отметить, что директор школы вправе самостоятельно принимать решение о наименовании должностей работников и кадровой комплектации образовательного учреждения, что подтверждает ст. 32 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». Поскольку и для библиотекаря, и для педагога-библиотекаря организация работы по обеспечению свободного доступа участников учебно-воспитательного процесса к библиотечному фонду является основной, обеспечивать введение новой должности не обязательно. Так, библиотекари и педагоги-библиотекари могут совместно трудится в больших школах, имеющих значительные материально-технические и финансовые ресурсы, но для малокомплектных образовательных организаций данное управленческое решение является нецелесообразным. В то же время если в штатном расписании не предусмотрена возможность оплаты труда библиотечному работнику, то необходимо в законном порядке организовать перевод заинтересованного сотрудника на новую должность или, подготовив необходимое документационное обеспечение, открыть соответствующую вакансию, более полно отвечающую актуальным кадровым потребностям и образовательным запросам.

Согласовано__________ Утверждаю____________

председатель профкома директор

«____» __________20___г. «___» __________ 20___ г.

МОУ - Чурапчинская средняя общеобразовательная школа им.

Должностная инструкция педагога – библиотекаря

1. Общие положения.

1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование , курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря.

1.3. Библиотекарь является членом педагогического коллектива , входит в состав педагогического совета.
1.4. Работает по графику, утвержденному директором образовательного учреждения .
1.5. На период отпуска и временной нетрудоспособности библиотекаря его обязанности могут быть возложены на заведующего Информационно-библиотечным центром или другого члена педагогического коллектива. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.6. В своей деятельности библиотекарь руководствуется документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами по охране труда , технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ и настоящей Инструкцией.

2. Функции.

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.


2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

2.3. Работа с библиотечным фондом.
2.4. Совершенствование традиционных, освоение и применение новых технологий .

3. Должностные обязанности.

3.1. Формирует и организует библиотечный фонд:
· осуществляет комплектование документов и их учет (прием, выдачу, выбытие).
· организует техническую и аналитико-синтетическую (классификацию, каталогизацию) обработку полученных документов.
· обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в соответствии с Библиотечно-библиографической классификацией.
· оформляет библиотечный фонд с помощью полочных и буквенных разделителей, полочных и стендовых выставок.
· организует фонд особо ценных документов.
· изучает и анализирует состав фонда и его использование.
· предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе, принимает меры для своевременного возврата документов.
· следит за правильностью расстановки фонда.
· осуществляет выявление утративших научно-познавательную ценность (устаревших) и ветхих документов, их своевременное списание по установленным нормам и правилам.
· обеспечивает контроль за выданными читателям документами.
· проводит периодические проверки фонда.
· осуществляет оформление подписки на периодические издания (в том числе электронной), контроль за доставкой и регистрацию.
3.2. Организует, ведет, редактирует справочно-библиографический аппарат библиотеки ОУ (каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы, информационные материалы) на традиционных и машиночитаемых носителях и несет ответственность за его состояние.
3.3. Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале: педагогических работников, учащихся, других сотрудников ОУ, осуществляет перерегистрацию читателей в начале учебного года.
3.4.Развивает информационно-библиографическую грамотность педагогов и учеников в рамках консультаций или специально организованных занятий;
3.5. Способствует продвижению лучших образцов документов , информации с помощью тематических подборок, книжных выставок, стендов, уголков информации.
3.6. Организует совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу с учащимися по пропаганде книги.
3.7. Сопровождает учебно-воспитательный процесс информационным обеспечением педагогов.
3.8. Обеспечивает информационное обслуживание родителей учащихся ОУ.
3.9. Формирует библиотечный актив и проводит работу с ним.
3.10. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.
3.11. Использует информационно-коммуникационные технологии и автоматизацию библиотечных процессов: - Овладевает навыками пользователя ПК, проходит обучение, связанное с новыми библиотечными программами, осуществляет качественное повышение профессионального уровня.
- Осуществляет компьютеризацию основных библиотечных процессов: комплектование, учет, систематизация, каталогизация, читательский поиск, книговыдача.
- Использует информационные ресурсы сети Интернет для пополнения библиотечного фонда.
-Организует и ведет электронный каталог, базы данных по профилю ОУ.
- Осуществляет систематизацию имеющихся ресурсов на аудио-, видео - и электронных носителях.
- Осуществляет хранение ресурсов в соответствии с существующими нормами и принципом открытого доступа к ресурсам.
-
Организовывает свободный доступ участников образовательного процесса к хра­нящимся в медиатеке ресурсам.
- Консультирует пользователей по технологии поиска инфор­мации с использованием каталогов и поисковых систем локальной сети и
Интернета;.

4. Права

Библиотекарь имеет право:
4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать ее, исходя из общего плана работы школы.
4.2. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы.
4.3. Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности.
4.4. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой .
4.5. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.6. Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда.
4.7. Имеет право совмещать должности, получать доплату за расширение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы, звания и награды.
4.8. Периодически повышать квалификацию путем прохождения курсов или иным способом.

5. Ответственность Библиотекарь несет ответственность:
5.1. За совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения – в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
5.2. За неисполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы или иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей – дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством.
5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей – частичную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь:

6.1. Работает по графику, утвержденному директором школы.
6.2. Может привлекаться по распоряжению заместителей директора школы к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

6.3. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами.

6.4. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;

С инструкцией ознакомлена: ________ _________________

Подпись Расшифровка подписи

«____» _____________________ 200__г.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 448н

«О внесении изменения в »


В соответствии с , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст.2898; 2005, № 2, ст.162; 2006, № 19, ст.2080; 2008, № 11 (ч.1), ст.1036; № 15, ст.1555; № 23, ст.2713; № 42, ст.4825; № 46, ст.5337; № 48, ст.5618; 2009, № 2, ст.244; № 3, ст.378; № 6, ст.738; № 12, ст.1427, 1434; № 33, ст.4083, 4088; № 43, ст.5064; № 45, ст.5350; 2010, № 4, ст.394; № 11, ст.1225; № 25, ст.3167; № 26, ст.3350; № 31, ст.4251; № 35, ст.4574; № 52 (ч.1), ст.7104; 2011, № 2, ст.339; № 14, ст.1935, 1944; № 16, ст.2294),

приказываю:

Министр Т. Голикова

Регистрационный № 21240

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 31 мая 2011 года № 448н


Изменение,

вносимое в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»


Должностные обязанности. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы".

Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.