Главная · Мотивация · Что такое целеустремлённость? (сочинение-рассуждение). Что такое целеустремлённость и что она даёт человеку Целеустремленность примеры из жизни 15.3

Что такое целеустремлённость? (сочинение-рассуждение). Что такое целеустремлённость и что она даёт человеку Целеустремленность примеры из жизни 15.3

Время на чтение: 4 мин

Целеустремленность – это личностная черта, которая характеризуется сознательной, последовательной, длительной, стабильной ориентированностью на обусловленный результат, называемый целью. Целеустремленность это в психологии способность человека формулировать задачу с определенными характеристиками, планировать деятельность, выполнять действия согласно потребностям цели, преодолевая сопротивление, внутренние и внешние. Целеустремленным человеком называют того, у кого развита целеустремленность, соответственно он умеет сознательно планировать деятельность и последовательно выполнять ее до достижения цели.

Что такое целеустремленность

Целеустремленность – положительное, индивидуально и социально поощряемое качество. Его указывают в вакансиях, желают именинникам, считают ценным комплиментом. Несмотря на приобретаемость данной характеристики, достаточно невелико количество людей, что могут с готовностью определять себя как целеустремленную личность и еще меньшее могут подкрепить утверждение реальным поведением.

Целеустремленность это в психологии понятие интегративное. Основными в ней сферами психологической сущности являются и воля, но так же это касается , характера. Речь не об ограничениях, а о путях развития данного качества и масштаба его влияния на личность. Объективных ограничений в развитии целеустремленности нет, не бывает «врожденно нецелеустремленных», как и нет тех, кому это качество досталось как генетическая лотерея.

Целеустремленность человека не является врожденной чертой, потому отсутствие примеров в поколениях не имеет значения, а возрастного, гендерного и культурного ограничителя в ее развитии нет. Это приобретенная черта, которая вырабатывается последовательными действиями. Отрицание в себе данной черты есть предательство своей сущности, так как объективных аргументов в пользу невозможности развития данного качества у разумного человека нет. Каждый имеет опыт целеустремленности и природности ее проявления. Когда ребенок учится говорить, формируя новое слово и потом настойчиво его повторяя - он пример целеустремленности. Формирование речи очень сложный процесс, требующий затрат больших ресурсов, для навыка правильной речи требуется много усилий, он не настолько автоматичен, чтобы развивался сам собой, подтверждением чему являются здоровые физически дети с проблемной речью, по причине малой тренированности.

Целеустремленность личности – это навык, которым может обладать абсолютно любой и, отказывая вправе развить его, он лишает себя источника реализации своих мечтаний. Даже при большом врожденном таланте для его реализации требуется пройти этап настойчивых усилий.

Определение целеустремленности ассоциируется с настойчивостью, упорством, мотивированностью, четкостью восприятия, силой воли.

Цель и целеустремленность

Целеустремленность – это качество, предписываемое по результатам его реализации, а не допускаемое. Нельзя быть потенциально, условно, пассивно целеустремленным. Только достигая поставленных целей, индивид может приписывать себе данную характеристику. Аналогично, если человек достиг некоторой цели, был определенный период целеустремленным, далее прекратил необходимые действия, выбрав пассивное поведение, целеустремленность будет ослабевать и через некоторое время не будет чертой, о которой можно заявлять. Без внешнего проявления целеустремленность не функционирует.

Целеустремленность это в психологии одно из ключевых понятий касающееся эмоционально-волевой сферы. Примеры целеустремленности это так же истории реализации своей природы. Целеустремленность это психологический инструмент, универсальный, поскольку применим к любой черте, мечте, цели или желании. Развивая целеустремленность, человек обретает все больше сил и способностей влиять на все более масштабные и глубокие пласты своей жизни.

Цель и целеустремленность неразрывны. Если цель малопривлекательна, не вдохновляет даже на этапе мечтаний, то зажечься от нее и направить силы можно будет только жестким волевым усилием и то ненадолго. Если цель крайне необходима, но не имеет отклика в душе, следует сознательно привнести в нее эмоциональный фон. Ведь если она так нужна, значит, за ней есть то, о чем мечтается. Т.е. можно ее включить в структуру большей, привлекательной цели, сделав подпунктом. Удовольствие от достижения большой масштабной цели всегда немного отстрочено, помня об этом можно прочувствовать смысловую нагрузку слова «предвкушение».

В английском языке один из вариантов написания слова целеустремленность есть словосочетание «sense of purpose», буквально – «смысл цели». И с этого стоит для себя начать – зачем и для чего тратить ресурс для достижения цели. К примеру, может быть лень делать минимальную зарядку или ходить в тренажерный зал просто «для здоровья», а вот представление своего спортивного тела на пляже, в красивой одежде на праздновании или бегущим марафон подстегнет . Соответственно, первым шагом будет представить себе конечную цель хотя бы приблизительно. Со временем она может меняться, уходить на второй план, но сейчас она должна иметь побудительный смысл.

Как побороть лень и выработать целеустремленность?

Зачастую препятствием к выработке целеустремленности называют . Это условный враг внутри нас, которого хотелось бы побороть и стать собранным и целеустремленным.

Лень может возникать по ряду причин, которые могут относиться как к плоскости физического недомогания, так и внутренних противоречий с целью. Чтобы разобраться в себе, надо проанализировать цель, ее масштаб, сферу, затраты ресурсов, а том числе времени.

Виктор Франкл, создатель психотерапевтического направления « », говорил, что для лучшей мотивации цель должна быть чуть более чем достижимая, будучи немного «за горизонтом», всегда немного недостижимой мечтой. Тогда будет хороший стабильный уровень мотивации и профилактика «разочарования при достижении». Человек, который прошел ужасы концлагеря, ведомый своими целями, знал, о чем говорит.

И выработать целеустремленность? Иногда лень маскирует не оправдать собственных надежд, когда кажется, что планка цели слишком высока, но честно себе это признать не хочется. Для этого глобальную цель следует разделить на подцели и ориентиром взять ту, которая не вызывает такого стресса. Пусть глобальная останется мечтой, которая допускает некоторую недостижимость на данный момент. По мере продвижения план будет пересматриваться, а уже пройденные шаги и достижения укрепят уверенность в возможности реализации мечты. Или она станет подцелью к большей.

Часто преградой к называют отсутствие мотивации, вернее, ее снижение по мере реализации или еще на стадии планирования. Мотивация – это часть эмоциональной сферы, «топливо» воли. Если долго откладывать реализацию, занимаясь длительным планированием, эмоциональная энергия расходуется, а подкрепления результатом нет, мотивация снижается. На этапе реализации мотивация снижается из-за увеличения стресса от нагрузки.

Чтобы нивелировать это снижение необходимо напоминать себе о результатах, а также планировать промежуточные этапы с определенным, желаемым результатом, чтобы удовольствие от полученного подкрепляло мотивацию. Лучший вариант, это когда подобный обмен происходит постоянно, для этого для реализации цели определенные шаги стоит сделать ежедневными. Потому на начальном этапе формирования данного качества стоит начать с формирования какой-либо привычки, когда действия должны быть ежедневными и каждый день есть позитивное подкрепление в виде «галочки» за выполненное действие и удовольствие от само-преодоления. Причем эффективнее именно создавать новую, полезную, а не бороться со старой, т.е. не лишать себя чего-либо, что может стресс и увеличить, а добавить что-нибудь нужное. Постепенно нужно усложнять себе задачи, так как длительное выполнение чрезмерно легкого задания снижает удовольствие, поскольку уже не оценивается как достижение. Определенное удовлетворение останется фоном, но для постоянно поддержания ощутимого уровня надо перешагивать на следующую ступень.

Как стать целеустремленным человеком

Цель и целеустремленность – понятия эмоционально-волевой сферы. Не случайно эмоции и воля рассматриваются совместно. В некотором смысле можно перефразировать, что цель – это объект эмоций. Представляя ее, думая о достижении и результатах человек подпитывает себя отложенными эмоциями удовольствия и радости.

Целеустремленность же результат волевых усилий, слаженного и последовательного поведения. Волевым усилием называют поведение, при котором человек действует под само-давлением, а эмоции помогают ему это давление выдержать, памятуя о результате.

И чтобы стать целеустремленным человеком надо интегрировать эти понятия. Выбрать цель, которая будет желанна, вдохновлять и выполнить последовательные волевые действия. На начальных этапах цель надо выбрать такую, в достижении которых сомнений практически нет и действия, необходимые для реализации воспринимаются как несущественные. А вот удовольствие от реализации должно быть достаточно субъективно существенным. Цель должна быть экологичной, иметь положительное и при планировании максимально учитывать личные ресурсы, а не быть ориентированной на других, т.е. максимально автономной для личности.

Выполнив этот шаг, планку цели повысить, соответственно требуемые действия усложнятся. Фактор получения осознаваемого удовлетворения от выполненных действий при небольшом уровне развития черты целеустремленности имеет большое значение, впоследствии оно будет более автоматичным, оставаясь действующим звеном взаимодействия. Выполнение предыдущего задания даст веру в свои силы для выполнения следующего, навык будет укрепляться и в своих глазах, а так же в глазах окружающих сформируется образ целеустремленного человека. Человек может думать, что свершения удел других или на некоторых этапах падать духом.

Примеры целеустремленности в других людях могут вдохновлять на собственную активность. Изучая биографии и истории успеха, восхищаясь упорством и преданностью героев, увеличивается уверенность в возможностях людей. И глядя на них, мы задумываемся, как выработать в себе целеустремленность.

Как развить целеустремленность

Как любая черта, целеустремленность - это привычка действовать согласно намеченной цели, это нейронная связь в головном мозге по типу «проторенной дорожки». С каждым следующим «проходом», выполнением необходимого действия это происходит все с большей легкостью, все меньше сознательных волевых усилий требуется. Человек с хорошим развитием данного навыка уже не задумывается над тем, сможет ли он выдержать намеченный план, поскольку прошлый опыт подкрепляет уверенность в своих силах.

Со стороны складывается впечатление, что стоит ему захотеть, и он с легкостью добивается результатов, целеустремленность у него в крови, но в реальности это результат хорошо отработанного навыка, как легкоатлету не составляет труда пробежать несколько километров, а не тренированному один километр кажется непреодолимым. Также удовольствие, получаемое тренированным в целеустремленности человеком, от процесса лучше и качественней и его эмоционально-волевая интеграция работает слаженно и максимально независимо от внешних обстоятельств, самостоятельно регулируя и компенсируя уровень стресса от волевых усилий.

Задаваясь вопросом, как выработать в себе целеустремленность, важно помнить, что психология человека системна и при выполнении правил, которые кажутся не связанными с волей можно опосредованно влиять на развитие целеустремленности.

Анализируйте, какие ситуации и слова нарушают повседневное спокойствие. Чем более суетлив и отвлекаем человек, тем меньше ресурсов будет для нужных сфер. Надо помнить, что акцент не на том, кто отвлекает, а почему отвлекаемся сами. Весьма желательно заниматься любыми физическими упражнениями, даже если спорт и внешность сферами интереса не являются. Это помогает ежедневно косвенно тренировать волю, терпеливость, системность, а так же уменьшает чрезмерную эмоциональную лабильность. Это и укрепит веру в свои силы, поскольку будет постоянно напоминать, о способности преодолевать нежелание и лень. Упражнения можно считать самым первым шагом в развитии целеустремленности для любого человека.

Обдумывайте причины, по которым откладываются необходимые шаги и напоминайте себе, что это ваше желание. Возможно, цель не так интересна, не имеет отклика. Но если это не так, значит, препятствия решаемы. Здесь важно не зацикливаться на мозговой жвачке самокопания, а вырабатывать у себя условный рефлекс. Если сомнения в необходимости действия нет, сначала сделать его, а потом думать, почему не хотелось, если это будет иметь смысл.

Лучшим вариантом поощрения на действие должно быть удовольствие от процесса достижения цели. На начальных этапах можно сформулировать отвлеченный приз за настойчивость, но при его получении связывать с выполненным действием, формируя связь необходимого действия с удовольствием. Положительное подкрепление в формировании привычки работает эффективней негативного, когда есть наказание за невыполнение. С необходимой деятельностью нужно связывать максимум положительных ассоциаций, отрицательные возникают от непривычных усилий, и дополнительное увеличение их стрессом от наказания может полностью лишить мотивации к цели.

Если цели кажутся масштабными, а свои силы малыми, начинать следует с небольших целей или подцелей. Пусть целью станет выдержка, целеустремленность как цель. Это может казаться мелочным и бестолковым занятием, но при достижении самой глобальной цели требуется последовательность небольших, но систематических шагов. Так же есть феномен «плато», когда некоторые время усилия не приносят результата или он невелик. Чаще всего в этот период эмоциональное вдохновение уже снижено или истощено и только привычка к ежедневному труду не дает остановиться. Тут существенным будет также желанность цели, напоминание себе, почему это все началось, какие удовольствия обещает и какую радость несет. Чем масштабней цель, тем сложнее данный процесс по структуре, но принцип тот же, как при формировании любой бытовой привычки, для которой так же нужна целеустремленность.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Ответ от Ёветлана Ненашева[новичек]
Поразительная умственная энергия проявляется при наличии рефлекса цели, при упорной мысли однодумов в любой подлинно творческой школе – научной, живописной, скульптурной, литературно-поэтической. Интенсивную умственную деятельность может возбудить не только честолюбие, жажда власти, жажда богатства, почета, политического или сексуального успеха, не только гордость и тщеславие, но и любовь, сострадание, душевное благородство и десятки других альтруистических стимулов.
По словам Ньютона, он пришел к закону всемирного тяготения лишь в результате непрерывного, неотрывного, сосредоточенного размышления над этим вопросом.
Менделеев трое суток размышлял над закономерностями свойств элементов, до того как они у него «сошлись в таблицу» .
Дарвин, разрабатывая эволюционное учение, дошел до того, что много лет сознательно отстранял от себя все книги и мысли, не относящиеся к теме его исследования.
Но ясно, что никакое напряжение мысли не создаст крупных ценностей, если отсутствует соответствующая комбинация наследственно детерминированных способностей.
Однако, как сказал Гете:
Что унаследовал от предков
Сам заслужи, чтобы владеть.
Невероятная, целеустремленная тяга к деятельности во что бы то ни стало более чем что-либо другое характерна для выдающихся людей.
Вероятно, она-то и заставила Наполеона, когда он в качестве друга казненных Робеспьеров остался не у дел, предложить свои услуги русскому царю. Есть версия, что Наполеон вернулся с Эльбы во Францию на «сто дней» после того, как он все возможное на островке уже переделал. Стремление к самопроявлению вовсе не всегда удел лишь безвольных Николаев Кавалеровых. Источником необычайного по своей силе стремления к обретению желанной цели вовсе не всегда является только зависть, честолюбие или желание обрести брачное оперение в любой его форме.
Хорошо известно, что большинство подлинно выдающихся людей обладало весьма ограниченным, узким честолюбием, не стремилось ни к власти, ни к блеску, да и в брачном оперении не нуждалось. Наоборот, для них характерна необычайная концентрированность на внутреннем содержании задачи и чрезвычайная напряженность мышления, отвлеченного от всего внешнего. Именно такую сосредоточенность обыватели зачастую принимают за признак ненормальности гениев.
Очень легко подвести под паранойю то упорство, с которым гений движется к своей цели. Лишь один пример: после выхода из печати книги «Мир как воля и представление» великий философ Артур Шопенгауэр 16 лет терпеливо ждет какого-либо отклика на нее. Затем он узнает от издателя, что тот продал тираж никем не покупаемой книги по цене старой бумаги, то есть сдал в макулатуру. После этого сообщения Шопенгауэр начинает писать вторую часть своей книги.
Паранойяльными можно счесть и те ценностные параметры, те ценностные координаты, которыми руководствуется гений. Гендель о временах своей нищей молодости пишет: «Когда я сидел за своим старым, изъеденным червями клавиром, то не завидовал ни одному королю в его счастье» .
Когда Демокрит заявил, что ради нового открытия он отказался бы от персидского трона, это не было пустой фразой, хотя трон этот ему никто не предлагал. А Эмпедокл и Гераклит действительно отказались от царских тронов
Вагнер, нищий и одинокий, записывает: «Ничто не может меня по-настоящему огорчить, ничто не может потрясти. Мое существование совсем не связано со временем и пространством. Я знаю, что буду еще жить, покуда мне надо творить, поэтому я не забочусь о жизни, а творю» .
Параноидным можно счесть и отношение гения к окружающему.
Мопассан горестно признается в том, что для него все становится предметом писательского наблюдения и самонаблюдения.
Леонардо да Винчи, работая в течение четырех лет, не мог закончить свою «Тайную вечерю» , потому что в своих блужданиях среди преступных кварталов города никак не мог найти подходящую голову для прообраза Иуды Искариота.
Они осуществляют свою задачу неотступно, их не могут остановить никакие препятствия. Рембрандт, постигнув истину

В моем понимании целеустремленность не просто качество, характеризующее своего обладателя как человека волевого, умеющего ставить цели и, не взирая, на жизненные преграды и трудности, их достигать. Для меня целеустремленность нечто большее - это образ мышления, сродни дисциплине ума, а также умение двигаться в ногу со временем и приспосабливаться к меняющейся картине мира.

Любая цель представляет собой выбор человека, и этот выбор зачастую сопровождается предпочтением чего-то одного в ущерб другому. Например, ради карьерного роста многие жертвуют свободным временем, которое, они могли бы потратить на семью. Поэтому крайне важное значение имеет подход к постановке цели и уже на первоначальном этапе просчитывание всех возможных путей ее достижения.

У каждого человека есть свои цели и мечты, но характеризуют его не они, а способы их достижения. Есть люди, которые мечтают лежа на диване, но даже не пытаются предпринять какие либо шаги для реализации своих целей. Наличие упорства и непреклонной воли отличает целеустремленных людей от обычных мечтателей.

Ярким примером целеустремленных людей служат олимпийские атлеты. Всю жизнь они трудятся для получения медалей, отказываясь от многих жизненных благ. Они встают и падают, снова встают и идут к намеченной цели, получают травмы, стирают руки в кровь, но не отказываются от своей мечты. Это люди с твердым характером, высоким уровнем дисциплины и силы воли.

Не обязательно ставить перед собой грандиозные задачи, часто из-за завышенной планки и неумении решать сложные задачи, люди сдаются, начинают искать виноватых и даже впадают в депрессию. Для начала можно ставить небольшие задачи, в решении которых вы уверены. К примеру, вы хотите стать оперным певцом, но у вас нет таланта и способностей к музыке – в таком случае цель не является выполнимой и соответственно обречена на провал.

Я тоже иду по направлению к своим целям, и благодарю родителей за поддержку моих интересов и моего выбора. Сейчас главной целью является поступление в университет на факультет международных отношений, и со свое стороны я делаю все возможное, чтобы эту цель реализовать. Выбранная мной профессия - одна из самых ответственных, но я верю в свой успех!

Вариант 2

Целеустремлённость – это когда ты с каждым шагом всё больше и больше приближаешься цели. Целеустремлённость – качество, данное единицам, но именно благодаря нему они добиваются успеха. Если человек, не оглядываясь, идёт к своей цели, то ему открываются все двери.

Целеустремлённый человек работает над своей целью, делает всё, чтобы в итоге победить. Целеустремлённые люди – самые сильные, их очень тяжело сломить, они молча, сцепив зубы продолжают рваться к победе. Их моральная сила непоколебима и это очень хорошо.

Абсолютно у каждого из нас есть какая – то цель, но не каждый может идти к ней непрерывно, не смотря на боль, горечь провалов и поражений. Большинство людей сдаются, отдают свою мечту, ведь им не хватает силы характера. У целеустремлённого человека есть дорога, по которой он идёт, не меняя пути.

Целеустремлённые люди любят свою жизнь, дело которым занимаются, они не унывают из-за подлостей, которые нам даёт жизнь, им нравится само ощущение того, как ты идёшь к цели. Саму жизнь они считают игрой, в которой просто обязательно выйти победителем.

За свою жизнь я встречал несколько действительно целеустремлённых людей. Они любили учёбу, спорт, но было у них и дело, которым они интересовались больше и обширнее всего. Они полностью ему отдавались, даже если оно было незначительно. Один из моих друзей благодаря своим усилиям стал получать большой доход от работы в интернете. Очень долго он шёл к этому, потратил много средств, сил и в конце – концов он занимается своей работой, которая ему очень нравится, которую он считает любимым делом.

Я считаю, что целеустремлённость – это очень хорошо, я хочу, чтобы каждый имел возможность добиться своей цели, своей мечты. Ведь человек, готовый преодолевать любые препятствия – может преодолеть себя. Такой человек всегда очень силён духом и что самое главное - он не останавливается на достигнутом. Ведь он считает, что нужно преодолевать всё новые и новые преграды, чтобы достигать новых целей, ведь слишком легко поставить себе маленькую преграду, потому что если преодоление её тебе далось легко, то это была не преграда и ты способен на большее. Не бойтесь ставить всё новые цели, верьте в себя и всё получится.

Сочинение Что такое Целеустремлённость

В жизни человека существует много потребностей и целей. Практически каждый из нас устанавливает себе задания и старается к ним идти. Кто-то хочет посетить много стран, кто-то открыть свой бизнес или, например, купить заветную модель автомобиля. Путь к исполнению желаний не всегда прост. Целеустремлённость способствует определённым действиям, которые приближают к цели. Так же данное качество помогает избавиться от трудностей которые возникают на пути к мечте.

Целеустремлённость, без всяких сомнений, является положительной чертой характера человека. Люди с таким качеством всегда востребованы в обществе. В большинство вакансии работодатели прописывают именно это требование – умение достигать цели.

Целеустремлённость приобретается в процессе жизни человека и не является врождённым качеством характера. Несмотря на это в мире существует не много людей которые могут к себе приписать эту черту, подтвердив все это делами. Хотя каждый из нас имеет опыт вырабатывания этого качества. Из малых лет человеческий характер проявляет эту черту в той или иной мере. Например, когда ребёнок учится правильно говорить, произносить слова, это и есть фактом стремления к цели. Данное качество характера может приобрести любой человек, мотивируя себя на поступки, вырабатывая силу воли и становясь более настойчивым и упорным в своих делах.

Определением человеческой целеустремлённости являются поступки и достижения. Не имея за спиной этих наработок нельзя сказать, что целеустремлённость кому-либо присуща. При наличии умений и талантов, но отсутствии стремления и упорства достаточно сложно добиться исполнения заветных желаний. Совершенствуя эту черту человек прокладывает фундамент для дальнейших наработок и более масштабных достижений.

Поставленная цель неразрывно связанна с развитием целеустремлённости. Чтобы развить это качество необходимо начинать с малого. Выбрав крайне желанную цель нужно быть уверенным в достижении нужного результата и полагаться только на свои силы. Именно так развивая способность к достижению поставленных задач, получая от этого удовольствие и стимул продолжать двигаться в правильном направлении можно вырабатывать это качество характера. Постепенно увеличивая масштабность цели можно достичь большого результата.

Человек не имея цели становиться похож на корабль без парусов, течение будет бросать его со стороны в сторону, не давая права на собственный выбор. Идя таким путём становишься замкнутым во множество обстоятельств, которые мешают стать хозяином своей жизни и быть счастливым. Чтобы не допустить «потери парусов» и держать свой спланированный курс, очень важно вырабатывать своё стремление к заветным целям.

  • Сочинение Доброта человека

    Доброта человека – тема, которую поднимают в обществе уже много веков. До сих пор ведутся активные споры на эту тему.

  • Печорин и Ундина в романе Герой нашего времени (отношения и сравнительная характеристика) сочинение

    В романе «Герои нашего времени» в главе «Тамань» главный герой Печорин знакомится со странной девушкой. Печорин совершенно очарован красавицей. Скрытная девушка чудо, как хороша - ее гибкий стан и грация пленили любвеобильного Печорина

  • Сочинение Когда реальность разрушает мечту?

    Мечта часто сталкивается с реальностью… Реальность часто сталкивает мечту с её «пути». Всё потому, что они разные. Когда мы мечтаем, то мы всемогущие волшебники, всё у нас получается легко

  • Что такое целеустремлённость, и что она даёт человеку?

    В толковом словаре С.И.Ожегова целеустремлённый человек определяется как человек, имеющий ясную и определённую цель, и стремящийся к её достижению.

    Целеустремлёнными людьми не рождаются, ими становятся.

    На примерах литературных героев,событиях из личного опыта дети учатся и начинают понимать о необходимости приложения усилий для достижения цели. Наша задача воспитать желание у детей достичь поставленной цели.

    Словарь ребёнка начинает обогащаться и активизируется:

    терпеливый, старательный, моя мечта, цель, целеустремлённый человек – слова, которыми дети характеризуют свои усилия и целенаправленную деятельность.

    Работа по развитию целеустремлённости в нашей группе находится на начальном этапе – мы закладываем «фундамент целеустремлённости».

    Наша задача – познакомить детей с целеустремлённостью, как характеристикой человека, и помочь создать мнение о самом себе, как человеке,у которого есть цель. В силу своего возраста дети не могут сказать: «Я это не умею, и моя цель этому научиться»,но за плечами у каждого ребёнка есть свой «рюкзачок» с накопленным багажом маленьких достижений. И чтобы в ребёнке воспитать, развить целеустремлённость, надо эти достижения (цели) ему показать как картинку. Внушать уверенность в свои силы, возможности, помогать ребёнку идти к цели, хвалить его за усердие и старание. Мы просто должны «лелеять» эти крохотные опоры силы воли и терпения и старательности, как важные компоненты в достижении цели.

    Какие бы цели мы с ребёнком не ставили,учим детей пользоваться «подсказкой – утверждалочкой»: «Не получается – потом получится. Мы учимся». С этой подсказкой дети смелее решают, как справиться с трудностями, что для этого надо сделать, какие приложить усилия.

    Приобретая личный и коллективный опыт, дети охотно вводят в словарь пословицы и поговорки:

    Делу время – потехи час

    Не опускать руки

    Без труда не вынешь рыбку из пруда

    Поспешишь – людей насмешишь

    Дети пользуются ими в повседневной жизни. В них взаимная поддержка и похвала, оценка стараний. Чтобы желания и интерес не пропадали, используем приём «оглянуться назад».

    Первой коллективной целью – было желание научиться делать игрушки из бумаги. А теперь открываем коробочку, вспоминаем с чего всё начиналось, что получалось, а что не сразу. Детям это нравится, у них уже есть опыт, даже о своих первых неудачах говорят весело, спокойно, чувствуют уверенность, видят результат своего труда, умеют выстраивать цепочку – что мы для этого делали.

    Не забывайте ребёнка поддержать похвалой. Похвала – это лодочка, в которой ребёнок плывёт к своей цели. Достижения, успехи детей хорошо отображать в какой–либо наглядности. В нашей группе это различные экраны достижений: «гусеница», «кошельки», «машинки».

    В любом деле, при достижении цели ребёнку необходимо терпение. Для этого я создала игру–пособие «Где, когда и почему – потерпеть всегда смогу».

    В нашей группе уже заложен «фундамент целеустремлённости»! А великая Матушка – Похвала ласкает и вселяет уверенность в детей. А мы, взрослые, будем помогать достигать цели, реализовывать свои желания и хотения.

    (1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным
    бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим
    кролем, - первый разряд! - они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком
    мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство,
    местные упорно видели чужака.
    (4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали
    бледнолицего мальчугана Бычок - есть в море такая забавная рыбка с огромной
    головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его
    и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали.
    (6)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик,
    осмелился доплыть до Чертова Пальца - мрачной отвесной скалы у самого
    дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным
    поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством...
    (10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок
    и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (11)Вдобавок он то и дело поправлял
    очки: видимо, вода заливала стекла. (12)Не мог предусмотреть он и ещё одного
    обстоятельства.
    (13)С моря шла мертвая зыбь - широкая медленная волна. (14)Безобидная в
    открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.(15)С каждой
    новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним
    мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать
    городской мальчик...
    (18)Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка.
    (19)Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом:
    (20) - Ребята, а Бычок-то тонет...

    (21)Их сбивало с толку то, что он не кричал: «Помогите!» или что-нибудь в этом же роде.
    (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.
    (23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз
    мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала.
    (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку.
    (25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго ещё
    морщился и откашливался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал:
    (27)- А все-таки я немножко совсем не доплыл... (28)Чуть-чуть...
    (29)- Чуть-чуть... - вскипев, передразнил я его. (30)- Не утонул ты чуть-чуть, заморыш
    несчастный!
    (31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул.(32) А потом спросил вдруг:
    (33) - А завтра вы здесь будете?
    (34) - А тебе зачем? - не слишком вежливо буркнул я.
    (35)- Я опять поплыву! - горячо выпалил мальчишка. (36)- Понимаете? (37)Я же должен доплыть!
    (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего... (40)Вы меня опять спасете...(41)Ладно?
    (42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в
    его серьезное очкастое лицо, раздумывая - не дать ли ему хорошенько в воспитательных
    целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя
    самого я ляпнул:
    (45) - Ладно... приходи, там посмотрим...
    (46)И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали:
    (47)- И чего смотреть? (48)Поплывем вместе - и кранты!
    (49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. (50)Не завтра, так
    послезавтра...
    (По Л. Куклину)

    Задание 15.2

    Напишите сочинение-рассуждение.
    Объясните, как Вы понимаете смысл
    финальных предложений текста: «Бычок
    радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот
    непременно доплывет. Не завтра, так
    послезавтра...»
    Приведите в сочинении два аргумента из
    прочитанного текста, подтверждающих Ваши
    рассуждения.
    Приводя примеры, указывайте номера
    нужных предложений или применяйте
    цитирование.

    менее 70 слов.
    5

    Аналитическая работа с текстом (вариант 1)

    1) Что важно автору
    проследить в
    повествовании?
    Причину изменения
    отношения местных
    мальчишек к Бычку;
    процесс достижения им
    поставленной цели;
    причину возникшей
    убеждённости рассказчика в
    успехе мальчика.
    Причины, вызывавшие
    негативное отношение местных к
    Бычку («чужак»)
    Внешность
    «Тощенький
    мальчик»;
    «выпуклые
    круглые
    очочки»
    («метко
    прозвали
    бледнолицего
    мальчугана
    Бычок»)
    «бледнолицый
    мальчуган».
    Манеры
    «Презирали его
    и за суетливую
    манеру
    плавать»
    6

    2) Почему поступок Бычка рассказчик называет «отчаянным», а
    событие, связанное с этим поступком, - «невероятным»?
    (Предложение 7: Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть
    до Чертова Пальца - мрачной отвесной скалы у самого дальнего
    входа в бухту!)
    3) Что заставляет и рассказчика, и мальчишек, и читателя понять, что
    поступок Бычка ещё и опасно отчаянный?
    Состояние пловца
    Состояние поверхности моря
    «Плыл слишком
    медленно, нелепо
    переваливаясь с боку на
    бок и высоко занося
    слабые, как тростинки,
    руки»; «он то и дело
    поправлял очки: видимо,
    вода заливала стекла».
    «С моря шла мертвая зыбь - широкая
    медленная волна. Безобидная в открытом
    море, она свирепела в узких каменных
    лабиринтах бухты. …Накат у берега
    становился сильнее и опасней. (Справиться
    с ним мог бы только опытный и сильный
    пловец. Этого не мог, конечно, знать
    городской мальчик)...Отбойная волна
    отшвыривала его назад, словно слепого
    котенка».
    7

    4) Что
    изменило
    отношение
    окружающих
    к Бычку?
    Поведение мальчика в
    смертельной
    опасности
    «…Он не кричал:
    "Помогите!" или чтонибудь в этом же
    роде. Бычок тонул
    молча,…с
    достоинством»
    Целеустремлённость
    Бычка
    «- Я опять поплыву! горячо выпалил
    мальчишка.Понимаете? Я же
    должен доплыть!
    Обязательно
    должен! Ну, а в случае
    чего... Вы меня опять
    спасете...»; « было
    что-то такое в
    выражении его глаз, что
    совершенно
    неожиданно для себя
    самого я ляпнул:
    - Ладно... приходи,
    там посмотрим...»
    8

    1) Вступление. Раскроем тему текста и сформулируем
    тезис:
    Целеустремленность и сила воли – вот что превращает
    слабого в сильного. Такой человек точно знает, чего хочет, и
    обязательно достигнет своей цели. Поэтому прав рассказчик,
    говоря о Бычке: «…Этот непременно доплывет. Не завтра, так
    послезавтра...».
    2) Приведём аргументы, используя вводные слова.
    Во-первых, мальчик отчаянно смел, несмотря на физическую
    неподготовленность и слабое зрение (предложение 7).
    Во-вторых, он борется до последнего, и, лишь случайно
    оставшись в живых, всё равно не отступает от задуманного
    (предложения 35-40). Даже местные мальчишки, раньше
    презиравшие его, не могли не признать в нем равного по силе
    духа, а потому приняли Бычка в своё общество.
    3) Вывод.
    Таким образом, рассказчик убеждает нас в том, что
    упорство и целеустремленность помогают достичь успеха в
    любом деле.
    10

    Море не любит слабых, поэтому
    понятно недоброжелательное отношение
    местных мальчишек к «хилому очкарику» с
    его «суетливой манерой плавать».
    Однако внешний вид Бычка оказался
    обманчивым: дерзость мальчишки поразила
    подростков (предложение 7).
    Но самое главное, что заставило
    местных и рассказчика изменить отношение
    к мальчишке, – это его стремление
    осуществить свою мечту: Бычок чуть не
    погиб, однако намерен снова доплыть до
    скалы (предложения 35-40).
    Эта отвага и целеустремлённость
    «очкарика» заставила рассказчика поверить,
    что храбрый мальчуган выполнит
    задуманное.
    Сила воли Бычка убедила всех: его
    мечта осуществится.
    В сочинении
    основные мысли
    учащегося
    подтверждаются
    двумя примерамиаргументами из
    текста, которые
    полностью
    соответствуют
    высказываниям.
    12

    Автор прав, говоря, что
    Бычок «обязательно
    доплывёт».
    У него перед глазами
    был пример окружающих,
    которые плавали хорошо
    (предложение 1-2). Он и сам
    постоянно тренировался
    каждый день (предложение
    7). Конечно, у Бычка не
    сразу всё получалось, но
    он всё равно будет
    учиться плавать,
    особенно если ему
    помогут местные
    мальчишки и приезжий.
    У каждого всё
    получится, если долго
    тренироваться.
    Ученик не смог объяснить
    смысл последних фраз текста
    вследствие неправильной
    интерпретации прочитанного.
    Об этом свидетельствуют
    фактические ошибки в
    сочинении. У выпускника
    отсутствует умение создавать
    высказывание на заданную
    тему на основе прочитанного.
    13

    Работа с текстом (вариант 2)

    а) Чтение исходного текста.
    б) Беседа о смысле последних фраз текста:
    «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг
    понял: этот непременно доплывет. Не
    завтра, так послезавтра...».
    в) Формулирование тезиса: «Сильным
    человека делают не мускулы, а
    стремление осуществить свою мечту."
    г) Подбор аргументов из текста.
    д) Формулирование вывода.
    «Целеустремлённость и сила воли
    помогают человеку достичь желанного
    результата и вызывают уважение
    окружающих".
    Написание сочинения.
    14

    Образец сочинения

    Повествование рассказчика о «хилом
    очкарике» заканчивается словами: "«Бычок
    радостно подпрыгнул, и я вдруг понял:
    этот непременно доплывет. Не завтра, так
    послезавтра...».
    Действительно, сильным человека делают
    не мускулы, а стремление осуществить свою
    мечту.
    Во-первых, Бычок смел, а это свойство
    присуще только мужественным людям
    (предложения 7,8).
    Во-вторых, поражает его
    целеустремлённость: даже смертельная
    опасность не смогла победить в нём желание
    осуществить задуманное (предложения 2738).
    Следовательно, упорство и сила воли
    помогают человеку достичь желанной цели.
    15

    Задание 15.3

    Как Вы понимаете значение слова
    ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и
    прокомментируйте данное Вами определение.
    Напишите сочинение-рассуждение на тему:
    «Что такое целеустремлённость?», взяв в
    качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
    примера-аргумента, подтверждающих Ваши
    рассуждения: один пример-аргумент
    приведите из прочитанного текста, а второй –
    из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не
    менее 70 слов.

    Задание 15.3

    Целеустремлённость – стремление к цели

    Цель
    задачи
    действие
    результат

    Способы толкования понятий

    1) Классическая дефиниция: понятие
    определяется через родовые и видовые
    признаки;
    2) описание: перечисляются свойства и
    признаки данного понятия;
    3) характеристика: приводятся наиболее
    яркие, существенные признаки данного понятия;
    4) сравнение: данное понятие соотносится с
    какими-либо понятиями, похожими на него;
    5) различение: содержание данного понятия
    определяется указанием на различия в
    сравнении с другими понятиями.
    В любом случае экзаменуемый
    должен раскрыть содержание
    понятия, то есть определить его
    существенные признаки.

    Логическая операция определения понятия. Классическая дефиниция

    1
    Слово (понятие,
    свойство)
    Целеустремлённость -
    2
    это
    Определить
    более общее
    (родовое)
    понятие
    свойство
    человека,
    3
    которое
    Назвать
    отличительные
    свойства
    (видовое
    отличие)
    проявляется в
    стремлении к
    определенной
    цели.

    Сравнение

    1
    Слово (понятие,
    свойство)
    Целеустремлённый человек
    2
    3
    Подметить обшее,
    сходное в двух предметах
    образно выразить это сходство
    похож на
    росток,
    пробивающийся
    сквозь асфальт к
    солнцу.

    Различение

    1
    Слово (понятие,
    свойство)
    Человек без
    цели в жизни -
    2
    это
    Указать на различия
    в сравнении с
    другими понятиями;
    установить отличие
    данного предмета от
    сходных с ним
    предметов
    не человек,
    3
    дать оценку
    а
    корабль без
    парусов,
    движением
    которого управляют
    только
    обстоятельства.

    Характеристика

    1
    2
    Слово (понятие, свойство)
    Целеустремлённость
    -
    это
    Дать перечисление лишь некоторых
    внутренних существенных свойств
    явления, понятия.
    способность организовать свои
    действия для достижения
    поставленной цели и
    последовательно их выполнять.

    Описание

    1
    Слово (понятие,
    свойство)
    Целеустремлённость -
    2
    это то, что
    (тот, кто (или
    который); все то,
    что; всякий, кто и
    др.,)
    Определить свойства и
    признаки данного понятия
    делает человека
    успешным и
    счастливым.

    Справедливы ли данные тезисы? Обоснуйте свои утверждения

    Целеустремленность – это ясность ума,
    помогающая определить цель, и сила
    духа, помогающая достичь цели, невзирая
    на препятствия.
    Целеустремленность – это наличие у
    человека убеждений, от которых он не
    отказывается даже под давлением
    обстоятельств.
    Целеустремленность – это умение всегда
    держать в уме конечную цель, и не
    переключаться ни на что иное в процессе
    действия.
    Целеустремленность – это компас в
    современном деловом мире, помогающий
    человеку всегда держать верный курс.

    Составляем план комментария

    Каковы отличительные особенности
    целеустремлённого человека?
    В чём его заключается ценность
    целеустремлённости?
    Каковы могут быть условия
    (обстоятельства, причины, предпосылки)
    проявления данного свойства?
    Как характеризует это свойство (качество,
    черта характера) его обладателя?
    Дополните план своими
    вопросами, ответьте на них.
    Используйте ответы в своих