Главная · Инициация  · Один из критериев экономической дифференциации. Сёмин С

Один из критериев экономической дифференциации. Сёмин С

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 10 КЛАСС

1 вариант

А1 .К критериям экономической дифференциации современного общества относят

1) политические убеждения 2) размер получаемого дохода

А2 .По какому из указанных признаков образована социальная общность «врачи»?

1) территориальному 2) этносоциальному 3) стратификационному 4) профессиональному

А3 .Директор предприятия принимает решение о приеме на работу и увольнение сотрудников. Этот пример иллюстрирует проявление

1) социальной роли 2) социальной стратификации 3) социального лифта 4) социального контроля

А4. Понятие «социальная роль» используется для обозначения

1) положения личности в обществе 2) изменения социального статуса

3) социального различия 4) ожидаемого обществом поведения личности

А5 .Малообеспеченный человек не может получить консультацию врача-специалиста. Этот пример – иллюстрация

1) социальной нормы 2) социальной стратификации

3) социального неравенства 4) социальной мобильности

А6.

А. Социальные роли определяются социальными ожиданиями.

Б. Принятие социальной роли, ее исполнение всегда носит личностную окраску.

А7. В стране Z 20% богатейших семей владеют 75 % общего количества акций промышленных предприятий. В то же время более 30 % семей находятся за чертой бедности. Этот пример иллюстрирует

1) социальную мобильность 2) социальную стабильность

3)социальный контроль 4) социальное неравенство

А8.

А. В современном обществе социальная мобильность определяется изменением структуры экономики.

Б. В современном обществе одним из определяющих факторов социальной мобильности является доступность образования.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9.

А.В процессе социализации человек усваивает способы и нормы жизни в обществе.

Б. Результатом социализации является усвоение образцов поведения, способов успешного исполнения социальных ролей.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1.

А) москвичи 1) территориальный

Б) русские 2) этносоциальный

В) провинциалы

Г) белорусы

Д) воронежцы

В2 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Данные Всероссийской переписи населения 2010 г. свидетельствуют, что численность женщин на 10 млн. превышает численность мужчин. (Б) На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. (В) Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста. (Г) Нетрудно предположить, что такое соотношение оказывает неблагоприятное воздействие на институт брака и семьи.

Определите, какие положения текста носят

С1. Назовите и проиллюстрируйте примерами три возможных способа перемещения людей из одной социальной группы в другую.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 10 КЛАСС

2 вариант

А1. К критериям политической дифференциации современного общества относят

1) доступ к власти 2) размер получаемого дохода 3) престиж профессии 4) личный авторитет

А2. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?

    Социально-классовый 2) этносоциальный 3) демографический 4) территориальный

А3. Социальная роль, которую способен исполнять подросток наряду со взрослым,-

    Заемщик банка 2) покупатель в магазине 3) пайщик кооператива 4) водитель такси

А4. Ожидаемое поведение личности, связанное с ее положением в обществе и типичное для данной общественной группы,- это

    социальный престиж 2) социальная роль 3) социальная адаптация 4) социальный статус

А5. В стране Z наиболее качественное образование платное. Оно недоступно многим гражданам. Этот пример – иллюстрация

1) Социальной нормы 2) социальной стратификации

3) социального неравенства 4) социальной мобильности

А6. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. В одно и тоже время человек может исполнять несколько социальных ролей.

Б. Находясь в семье, человек обладает целым набором социальных ролей.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Какое понятие используют для характеристики любых изменений в социальном положении индивида или социальной группы?

1) социальная стратификация 2) социальная мобильность 3) социальный лифт 4) социальное неравенство

А8. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. В современном обществе высок уровень социальной мобильности, статусные социальные группы открыты для новых членов.

Б. В качестве социальных лифтов, обеспечивающих вертикальную мобильность, сегодня выступают образование, профессиональная деятельность.

А9. Верны ли следующие суждения о социализации человека?

А. Социализацией называют процесс освоения индивидом культуры общества.

Б. В процессе социализации человек развивает качества, нужные для успешной жизни в обществе.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между примерами и типами социальных групп.

ПРИМЕРЫ ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

А) подростки 1) демографические

Б) агрономы 2) профессиональные

В) преподаватели

Г) женщины

Д) пенсионеры

В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Каждый человек в своей жизни исполняет множество социальных ролей. (Б) Сущность социальной роли составляет ожидаемое окружающими поведение человека в определенных условиях.

(В) Так, в семье мужчина может одновременно выступать в роли мужа, отца, сына. (Г) Можно предположить, что зачастую социальная роль вытесняет или, по меньшей мере, затеняет собственное «Я» у многих людей.

Определите, какие положения текста носят

    Фактический характер 2) характер оценочных суждений

С1. Назовите три института, выступающие в качестве социальных лифтов в современном обществе, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Ответ запишите на отдельном листе.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 10 КЛАСС

3 вариант

А1. Человек должен быть вежливым и уважительным в общении с другими людьми. Это требование

    этических норм 2) эстетических норм 3) правовых норм 4)ритуалов

А2. Эстетические нормы, в отличие от других социальных норм,

    закрепляются нормативно-правовыми актами

    обеспечиваются силой государственного принуждения

    предполагают веру в сверхъестественные силы

    закрепляют представления о прекрасном и безобразном

А3. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Выполнение социальных норм обеспечивается внутренним убеждением, нравственными принципами человека.

Б. Выполнение социальных норм обеспечивается силой общественного мнения.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Выход на сцену известного певца сопровождался бурными аплодисментами. Это пример применения санкций

    формальных негативных 2) неформальных негативных

3)формальных позитивных 4) неформальных позитивных

А5. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А.Один из способов организации социального контроля – внушение.

Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А6. Проявлением отклоняющегося поведения является

    участие в выборах 2) занятие спортом 3) употребление наркотиков 4) учеба в ВУЗе

А7. В каждой семье существует моральная регламентация отношений между супругами, родителями и детьми, представителями разных поколений. О какой функции идет речь?

    эмоциональной поддержки 2) духовного общения

3) социализации подрастающего поколения 4) первичного социального контроля

А8. Хозяйственно-экономическая функция семьи проявляется в

    организации отдыха и досуга 2) установлении правил общежития

3)обеспечении материальных потребностей 40 создании комфортной психологической обстановки

А9. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Конфликт – естественное закономерное явление общественной жизни.

Б. Одна из причин возникновения конфликтов – отсутствие согласия между людьми.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Какое слово пропущено в таблице?

В2. Установите соответствие между признаками и типами социальных норм.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) формальная определенность 1) моральные

Б) обеспеченность силой государственного принуждения 2) правовые

3.1 Социальная стратификация и мобильность

    Выберите все верные суждения о социальной стратификации.

    Элементом социальной структуры общества является государство.

    Для определения социальной структуры общества значимым признаком является профессия

    Важнейший критерий экономической дифференциации современного общества религиозные взгляды.

    Социальная общность «рабочие образована» по признаку стратификационному.

    Для социальных отношений в современной России характерен рост численности промышленного пролетариата.

2. Выберите все верные суждения о социальной стратификации.

1) Социальное неравенство характеризует положение по отношению друг к другу различных людей и их объединений.

2) Неравенство существовало в обществе на разных ступенях его развития.

3) Классовый тип социальной стратификации носит универсальный характер.

4) В экономически развитых странах большую часть населения составляют «синие воротнички»

5) Касты, сословия, классы, страты – это социальные группы, присущие средневековому обществу.

3. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

ОТНОШЕНИЙ

а) юридическое закрепление прав и обязанностей 1) кастовая

за основными социальными группами 2) сословная

б) преимущественно наследственный характер 3) классовая

принадлежности к элите общества

в) запрещение перемещений из одной

социальной группы в другую

г) в основе деления на группы – различия

в характере труда, размерах и формах его оплаты

д) запрет на браки с представителями других групп

4. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане, буддисты, протестанты, либералы, католики.

5.. Запишите слово, пропущенное в схеме (сословия)

6. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры социальной мобильности Виды социальной мобильности

А) увольнение работника 1) вертикальная

Б) переход из православной религиозной

группы в католическую 2) горизонтальная

В) токарь стал инженером

Г) международный туризм

Д) переход с одного предприятия на другое

7.. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Термин «стратификация»пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социология уподобила строение _________ (А) строению земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница ______ __ (Б): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и большой объем _______ (В). Кроме того, в общественном ____(Г) та или иная __________ (Д), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального _________ (Е)».

1. престиж 2. мобильность 3. Доход 4. мнение

5 неравенство 6. профессия 7. власть 8. авторитет 9. общество

Часть 2

1. Проанализируйте ситуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

    Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащие информацию о типах «социальной группы, и одно предложение о ее роли.

    Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащие информацию о свойствах «квазигруппы», и одно предложение о том, кто в нее входит.

    Приведите три института, выступающие в качестве социальных лифтов в современном обществе, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

КЛЮЧ .

3.1. Социальная стратификация и мобильность

Часть 2

1. Проанализируйте ситуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Иллюстрирует вертикальную восходящую мобильность.

Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе, являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокий статус.

В социологии данные факторы называются каналами («лифтами») социальной мобильности.

2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».

социальная группа – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений:

Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности.

Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.

3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе».

квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему ценностей и норм.

Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятся аудитория, фан-группа, толпа и др.

4.Армия, образование, церковь

Главная > Курс лекций

Сёмин С. А.
Социальная
дифференциация Выдержки из раздела «Социальная структура».Источник: Сёмин С.А. Современная коммуникация. Курс лекций.Содержание Социальная структура 2 Социальные общности 2 Социальная дифференциация 2 Признаки социальной дифференциации 3 Основания социальной дифференциации 4 Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества 5

Социальная структура

Содержание понятия структура включает совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта. Структуру объекта характеризуют: состав элементов, порядок их расположения, характер зависимости между ними. Элементами социальных структур могут выступать индивиды, социальные общности и социальные институты.

Социальные общности

Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более или менее сходными условиями и образом жизни, более или менее сходными интересами. Общества различных типов выделяются в соответствии с формами совместной жизнедеятельности.Социальные общности разделяются на:
    статистические (номинальные, имеющие вид социальных категорий, что необходимо для целей статистического анализа), реальные. Реальные социальные общности обычно подразделяются на массовые (агрегаты), групповые, малые социальные группы и большие социальные группы.
Например, жители одного города могут рассматриваться и как статистическая и как реальная общность. В виде статистической общности они предстают, например, в данных о прописке или демографических сведениях, реальной общностью они становятся, например, при исследовании того, как они по-настоящему используют городские условия жизни. Массовые общности - это совокупности людей, формально не связанные друг с другом, но в исследовании они могут быть сведены вместе на основе определенных поведенческих характеристик. К групповым общностям обычно причисляют большие и малые социальные группы.К большим социальным группам можно отнести:
    этнические общности (расы, нации, народности, племена), социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни), социально-демографические общности (совокупности, выделяемые по половозрастным признакам), социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются по критерию отношения к собственности на средства производства и характеру присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни, причем именно различия в образе жизни выступают как наиболее наглядный признак.

Социальная дифференциация

В основе социальной дифференциации обычно рассматривается социально-экономическое разделение труда. Общественное разделение труда предполагает распределение и закрепление занятий между участниками процесса общественного производства. В социологическом смысле общественное производство подразумевает воспроизводство обществом самого себя, т.е. производство необходимых для жизни материальных объектов, комплексов, идей, воспроизводство определенных отношений между людьми, а также восполнение самого населения.

К видам общественного разделения труда причисляются:

    половозрастное разделение труда, предметная специализация, функциональное разделение труда, в частности, разделение производства и управления.
Социально-экономическая неоднородность труда описывается по разным параметрам. Среди них можно назвать разделение труда на:
    организаторский и исполнительский, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный и др.
В основе социальной дифференциации также рассматривается и различный доступ к ресурсам собственности и власти. Собственность предполагает отношения между участниками процесса производства по поводу распоряжения, владения и присвоения средств производства и продукта труда.Власть – это способность социальных субъектов определить цели и направления деятельности для других субъектов в собственных интересах, а также распоряжаться ресурсами, формировать и навязывать нормы поведения, предоставлять привилегии. Социально-экономическое разделение труда формирует социальные различия и таким образом создает основу социального неравенства.

Признаки социальной дифференциации

Социальную дифференциацию можно описывать через различия, существующие между индивидами и группами в объемлющей социальной системе. В качестве основных признаков, фиксирующих такие различия, обычно выделяются следующие.Экономический признак. В качестве показателей в этом случае рассматривается наличие или отсутствие частной собственности, вид и величина дохода, материальное благосостояние индивидов и групп. В отношении индивидов и групп проводятся такие различения – собственники и не имеющие частной собственности, высокооплачиваемые и низкооплачиваемые слои, богатые, средне обеспеченные, неимущие.Трудовой признак (разделение труда). В качестве показателей в этом случае рассматривается сфера приложения труда, вид и характер труда, уровень квалификации. В отношении индивидов и групп проводятся такие различения – работники различных сфер общественного производства, высококвалифицированные и низкоквалифицированные работники.Властный признак (объем властных полномочий). В качестве показателей в этом случае рассматривается возможность оказывать влияние на окружающих через должностное положение. В отношении индивидов и групп проводятся такие различения – рядовые работники, менеджеры различных уровней, руководители государственного управления различных уровней.Среди дополнительных признаков социальной дифференциации можно назвать следующие:
    половозрастные характеристики, сказывающиеся на социальном положении, этнические или национальные особенности, религиозная принадлежность, культурно-мировоззренческие позиции, родственные связи.

Среди признаков социальной дифференциации, определяющих образ жизни людей и их уровень потребления благ можно назвать следующие:

    район проживания, размеры и тип жилища, места отдыха и развлечений, качество медицинского обслуживания, потребление культурных благ, в частности объем и характер полученного образования, объем и характер получаемой информации и потребляемой культурной продукции.
Применение признаков социальной дифференциации по отношению к конкретной социальной системе позволяет представить ее как некую иерархию социальных групп и общностей. В такой картине фиксируются результаты расслоения общества – социальной стратификации. Социальная стратификация – это иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными в соответствии с определенными социальными признаками.

Основания социальной дифференциации

Каждому типу социальной системы приписывается свой характер социального расслоения и свой способ его утверждения.Физико-генетический тип системы. В основе дифференциации лежат естественные признаки – пол, возраст, физические данные. В качестве способа детерминации различий используется физическое принуждение, обычай.Рабовладельческий тип системы. В основе дифференциации лежат права собственности и гражданства. В качестве способа детерминации различий используется военное принуждение.Кастовый тип системы. В основе дифференциации лежит религиозное и этническое разделение труда. В качестве способа детерминации различий используется мифология и религиозный ритуал.Сословный тип системы. В основе дифференциации лежат обязанности перед государством. В качестве способа детерминации различий используется право.Этакратический тип системы (где верховной является власть государства). В основе дифференциации лежат ранги во властной иерархии. В качестве способа детерминации различий используется военно-политическое господство.Классовый тип системы. В основе дифференциации лежат размеры собственности (в основном, на средства производства). В качестве способа детерминации различий используется рыночный обмен.Социально-профессиональный тип системы. В основе дифференциации лежит род занятий и квалификация. В качестве способа детерминации различий используются образовательные сертификаты.Культурно-нормативный тип системы. В основе дифференциации лежат стили жизни. В качестве способа детерминации различий используется моральное регулирование и подражание.Культурно-символический тип системы. В основе дифференциации лежит обладание сакральным знанием. В качестве способа детерминации различий используются разные виды манипулирования – религиозное, технократическое, идеологическое.Каждая реальная социальная система может быть рассмотрена как сложная комбинация различных типов стратификационных систем и их переходных форм.

Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества

    Происходит постепенное становление классовой системы общества, при этом сохраняет свое влияние этакратический тип социальной дифференциации. Происходят изменения в структуре занятости. Появляются новые профессии, развивается сфера самозанятости. Складываются предпосылки для использования социально-профессиональной модели. Происходит поляризация по имущественному признаку. Формируются слои сверхбогатых и тех, кто находится за чертой бедности, то есть формируется основа для социальной иерархии, построенной по имущественному признаку. Все еще сохраняется актуальность для физико-генетической системы стратификации.
  1. Тезисы докладов ХХXVII самарской областной

    Тезисы

    12 апреля 1961 года навечно вошло в историю нашей Родины, в историю всего человечества. В этот день космический аппарат со старшим лейтенантом, ставшим в этот день майором, Юрием Гагариным на борту совершил полет вокруг земного шара

  2. Управление организацией оплаты сельскохозяйственного труда

    Автореферат

    Работа выполнена на кафедре предпринимательства и агробизнеса Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная сельскохозяйственная академия».

  3. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой гражданско-правовых дисциплин протокол от 19 января 2011г №5 Рецензент: Медведев О. М., доктор юридических наук, профессор

    Учебно-методический комплекс

    Учебная дисциплина « Трудовое право» включена в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (бакалавра) 030500.

  4. Тезисы докладов ХХ xvi самарской областной

    Тезисы

    4 апреля 2010 г. исполнилось бы 90 лет В.П. Лукачёву – ректору с 1956 по 1988 г.г. Куйбышевского ордена Трудового Красного Знамени авиационного института имени академика С.

  5. Ткачёв Валентин Николаевич теоретические и практические проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) особых категорий субъектов конкурс

    Конкурс

    Ведущая организация – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации»

Вариант №1

ЧАСТЬ А

А1


Важнейший критерий экономической дифференциации современного общества -

А2
По какому из указанных признаков образована социальная общность «рабочие»?

А3
Директор предприятия принимает решение о приеме на работу и увольнении сотрудников – это пример проявления его

А4
Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека?
А. Все социальные статусы имеют формальную определенность , закреплены и защищены законом.

Б. Все социальные статусы приобретаются от рождения.

А5
Менее обеспеченный человек не может получить консультацию врача-специалиста. Этот пример – иллюстрация

Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Общество навязывает людям определенные социальные роли.

Б. Принятие социальной роли, ее исполнение всегда носит личностную окраску.

А7
В стране Л. 20% богатейших семей владеют 75 % общего количества акций промышленных прекдприятий. В то же время более 30% семей находится за чертой бедности. Этот пример – иллюстрация

А8
Дед гражданки К. был крестьянином , мать – ветеринаром, К., получив среднее образование , переехала в город и после окончания института работает учительницей в городском лицее. Этот пример - иллюстрация

А9
Какое социальное явление иллюстрирует следующий исторический факт: в эпоху Средневековья бывший раб Геббон стал архиепископом Реймса?

А10

Общей социальной ролью ребенка и взрослого является роль

ЧАСТЬ В

В1
Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу , «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане , буддисты, протестанты , либералы, католики.
Ответ: ______________________________________________.

В2
Прочитайте приведенный ниже текст , каждое положение которого пронумеровано. 1.Данные Всероссийской переписи населения 2002 года свидетельствуют, что численность женщин на 10 млн. превышает численность мужчин. 2. На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. 3. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-х летнего возраста. 4. Нетрудно предположить , что такое соотношение оказывает неблагоприятное воздействие на институт брака и семьи.

Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву , обозначающую его характер. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

ЧАСТЬ С

С1


Приведите три примера, иллюстрирующие различные пути перемещения людей из одной группы в другую.

Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

Тест № 8. Многообразие социальных групп. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.