Главная · Реализация · Стейкхолдеры процедур развития. Полезная информация Отражение требований заинтересованных сторон в отчете

Стейкхолдеры процедур развития. Полезная информация Отражение требований заинтересованных сторон в отчете

ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Пункт 4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Сущность требований и их реализация в СМК

Требования ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

С учетом влияния, которое заинтересованные стороны оказывают или могут оказать на способность организации постоянно поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым к ним законодательным и нормативным правовым требованиям, организация должна определить:

a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента качества;

b) требования этих заинтересованных сторон, относящиеся к системе менеджмента качества.

Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих заинтересованных сторонах и их соответствующих требованиях.

Организации необходимо определить факторы, а также требования заинтересованных сторон, которые могут влиять на планирование, функционирование и совершенствование системы менеджмента качества (далее СМК).

Стандарт однозначно требует, чтобы организация определила все без исключения заинтересованные стороны, имеющие отношение к СМК не зависимо от того, оказывают ли заинтересованные стороны существенное или несущественное влияние на СМК.

Отметим, что в соответствии с ISO 9000:2015 (ГОСТ Р ИСО 9000-2015) к заинтересованным сторонам относятся: потребители, владельцы (учредители) организации, работники в организации, поставщики, банки, контрольные и регулирующие органы, союзы, партнеры или сообщество, которое может включать конкурентов.

Примеры способов определения заинтересованных сторон и их требований, относящихся к СМК:

  • проведение ситуационного анализа (SWOT-анализа) в рамках стратегического управления. Об этом было изложено в предыдущей статье, посвященной пункту 4.1 стандарта.
  • изучение законодательной и нормативно-правовой документации, относящейся к деятельности организации;
  • маркетинговые исследования;
  • обмен информацией с заинтересованными сторонами (анкетирование, опрос, совещания, рабочие встречи, переписка, др.);
  • обратная связь от персонала организации (анкетирование, сбор предложений, др.).

Заметим, что ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) не требуется наличия документированной информации по данному пункту. Тем не менее, для обеспечения результативности СМК и демонстрации выполнения требований настоящего пункта стандарта рекомендуется, например, иметь следующие документы и записи:

  • отчеты об анализе рынка, отчеты о потенциальных клиентах, отчеты о продукции и производителях, др., т.е. записи результатов маркетинговой работы;
  • выписки или ссылки из законодательной и нормативно-правовой документации внешнего происхождения;
  • анкеты опроса потребителей;
  • анкеты опроса персонала организации;
  • перечень требований потребителей;
  • Положение о СМК, пункт 4.2.

Мониторинг информации по заинтересованным сторонам и их требованиям организация должна осуществлять с заданной периодичностью посредством выполнения запланированных действий по определению заинтересованных сторон и их требований. Например, ежегодное проведение ситуационного анализа внешних факторов деятельности организации, ежеквартальное проведение маркетинговых исследований с составлением соответствующих отчетов, ежегодное анкетирование потребителей и работников организации, постоянное отслеживание изменений в законодательной и нормативно-правовой базе данных, др.

Результаты мониторинга информации о заинтересованных сторонах и их требованиях анализируются соответствующими должностными лицами, на совещаниях. Документированными свидетельствами (записями) такого анализа могут служить: протоколы совещаний, выводы и заключения в отчетах, приказы, распоряжения, др.

Специализированный консалтинговый центр "Систус Консалт" (СКЦ "Систус Консалт") при выполнении проектов: " " и реализует в системах менеджмента качества выполнение требований пункта 4.2 "Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон" стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) применительно к специфике деятельности и системе менеджмента конкретной организации.

СКЦ «Систус Консалт» оказывает услуги организациям с любым профилем деятельности по разработке и внедрению СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Обращайтесь в наш Центр и Вы получите высококвалифицированную консультационную помощь в создании «работающей» СМК, что позволит Вашей Компании улучшить качество продукции (услуг), повысить удовлетворенность потребителей и эффективность бизнеса.

Методический отдел СКЦ "Систус Консалт"

Мансуров Р.Е.,

кандидат экономических наук,

Директор Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)

Аннотация. В статье показано на примере деятельности Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань), что работа с заинтересованными сторонами необходимая и обязательная часть работы менеджера при решении стратегических вопросов, несмотря на всю сложность и непредсказуемость данной работы.

Как правило, у любой организации достаточно много заинтересованных сторон (далее ЗС) с широким набором требований и интересов. Часто эти требования и интересы противоречат друг другу. Бывает очень сложно учесть даже часть из них. Однако учет требований ЗС и управление ими процесс необходимый. Под управлением ЗС предлагается понимать следующий процесс:

Выявление ЗС;

Определение приоритетов целей и интересов ЗС;

Выявление типа поведения, который ожидается от ЗС в связи с реализацией стратегии;

Определение, каково наиболее вероятное отношение к реализуемой стратегии;

Определение способов как можно заручиться их поддержкой (или нейтрализовать их влияние).

Практический опыт говорит, что полное игнорирование требований ЗС в большинстве случаев приводит к крайне негативным последствиям.

Однако следует отметить, что влияние различных ЗС различно и соответственно в разной степени должны быть учтены и их требования. Есть группа ЗС интересы которых необходимо учитывать в первую очередь (например, акционеры, собственник компании, надзорные органы и пр.). Просто не учет их интересов скорее всего повлечет за собой достаточно быстрые санкции – штрафы, закрытие организации, изменения в высшем руководстве и т.д.

Интересы другой группы ЗС должны быть обязательно учтены, но не обязательно «сею секунду». Например, администрация города может достаточно долго высказывать пожелания на счет увеличения средней заработной платы на предприятии и др. требования. При этом первостепенное невыполнение их требований врят ли повлечет за собой негативные последствия.

Также можно выделить и группу ЗС интересы которых можно учитывать в последнюю очередь и это не вызовет каких-либо значимых для организации последствий. Например, требования низкоквалифицированного персонала, которого легко заменить, о повышении заработной платы.

Можно согласиться с данным утверждением в той части, что данная работа сложная, но реализовывать ее на практике необходимо.

Практическую оценку данного утверждения проведем на основе деятельности Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань) (далее ЗФИУЭП) при рассмотрении с позиции директора данного филиала.

Для начала определим ключевые заинтересованные стороны, используя «Схему заинтересованных сторон» (рис. 1). На данной схеме были выделены только основные ЗС, которые оказывают наиболее существенное влияние на деятельность института.

Рис.1. Основные ЗС ЗФИЭУП

Следует отметить, что были выделены только основные группы ЗС, влияние которых может оказать влияние на стратегическое развитие. Специально в рамках групп были выделены различные ЗС в соответствии с их различными интересами. Так в рамках «Поставщиков» были выделены школы, Сузы, вузы и отдельно работодатели. Это связано с тем, что интересы в целом совпадающие, тем не менее, будут отличаться в деталях. Так, например, школы, как наши «поставщики» хотят от нас в качестве «оплаты услуг» организацию на их базе различных мероприятий для школьников. И не учет их интересов повлечет за собой то, что они перестанут направлять на наши профориентационные мероприятия своих учеников, перестанут рекомендовать им наш вуз. Это негативным образом отразится на наших наборах студентов и комплектовании групп. В тоже время работодатели, как наши «поставщики» студентов хотят от нас предоставления скидок на обучение обучающимся своим руководителям и гибкого графика обучения, позволяющего минимизировать отрыв сотрудника от рабочего процесса. Не учет данных интересов повлечет за собой то, что сотрудники организаций могут быть направлены на обучение в другие вузы. И это приведет к снижению наших продаж. Таким образом, в целом совпадающий интерес ЗС группы «Поставщики», заключающийся в направлении на обучение, различается в определенных деталях.

Следующая группа «Сотрудники филиала» так же включает в себя несколько подгрупп. Преподавательский состав, который заинтересован в своевременной выплате достойного материального вознаграждения, предоставлении нематериальных льгот, социальных гарантий, «уверенности в завтрашнем дне», а также возможностей для карьерного и/или профессионального развития. В целом можно сказать, что основные интересы административного и обслуживающего персонала такие же. Однако, последствия от игнорирования их требований будут различными. Не учет интересов преподавателей повлечет за собой потерю ключевого конкурентного преимущества института – квалифицированный преподавательский состав. Не учет интересов административного персонала грозит меньшими последствиями. Тут проще найти замену из числа тех же преподавателей или просто на рынке труда. И еще проще заменить обслуживающий персонал.

Группа ЗС «Потребители» заинтересована в получении актуальных, практических знаний, востребованных на рынке труда. Студенты очники хотят «интересно жить и проводить время в стенах института», заочники иметь гибкий график учебного процесса. Не учет данных требований приведет к снижению наших наборов с негативными дальнейшими последствиями. Группа ЗС «Плательщики» выделена с целью показать то, что например родителей студентов, которые оплачивают обучение своих детей, беспокоит не только качество образования, но и качество воспитательной работы с их детьми. Не учет этих требований также приведет к снижению наших продаж.

Группа ЗС «Ректор и ректорат» - интерес заключается в том, чтобы филиал устойчиво работал, а также же развивался – постоянно увеличивал количество студентов, увеличивалось количество научных трудов, преподавателей с учеными степенями. Не учтет данных требований грозит отстранением от работы руководства филиала.

Группа ЗС «Службы и подразделения головного вуза». Данная группа заинтересована в том, чтобы обеспечивалось выполнение учебного процесса, достижение показателя рентабельности по филиалу, выполнение законодательных требований и пр. Не учет данных требований может грозить различными санкциями филиалы. Например, депремированием всего персонала.

Группа ЗС «Конкуренты» в целом не заинтересованы в нашем существовании. Однако не зависимо от их желаний мы все таки существуем на рынке образовательных услуг города и постольку поскольку мы все равно есть, то им интересно сотрудничество с нами в части проведения совместных научных и общественных мероприятий, требующих определенных ресурсов. Данный интерес взаимен, поэтому мы всегда его учитываем.

Группа ЗС «Отдел Военного комиссариата» выделена в отдельную группу в связи с тем, что предъявляет достаточно существенные требования по организации военно-патриотического воспитания в институте и главное по организации и сопровождении призывной комиссии в стенах института. Не учет требований данной ЗС влечет за собой негативные отклики с уровня правительства Республики Татарстан. Дело в том, что вузы в части призывной комиссии в республике курирует Первый заместитель премьер-министра РТ.

Группа ЗС «Администрация города и района» заинтересована в том, чтобы институт, используя свои ресурсы, организовывал и участвовал в городских мероприятиях. Также в том, чтобы вуз готовил больше востребованных на градообразующих заводах технических специалистов, прежде всего рабочих, а не экономистов, юристов и психологов. Не учет данных требований в краткосрочной перспективе нам практически ничем не грозит, однако в стратегическом плане, если мы хотим получить существенную поддержку администрации, необходимо двигаться в сторону изменения перечня предоставляемых образовательных программ.

Группа ЗС «Надзорные органы: пожарный надзор, Рособнадзор, налоговая инспекция» заинтересованы в том, чтобы в филиале выполнялись законодательные требования. Не учет их интересов вызовет негативные последствия для филиала вплоть до его закрытия.

Согласно классификации Линча можно выделенные ЗС классифицировать следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

ЗС, которые осуществляют действия, диктуемые стратегией

ЗС, заинтересованные в результатах этих действия

Ректор и ректорат

Плательщики и потребители

Сотрудники филиала

Конкуренты

Отдел Военного комиссариата

Надзорные органы

«Поставщики»

В целом такая классификация ЗС дает нам понимание, с какими ЗС необходимо работать в процессе реализации стратегии, а мнение каких необходимо учитывать при формировании будущего стратегического развития.

Например, при разработке стратегии развития необходимо учитывать:

Ожидания Администрации города об открытии специальностей связанных с подготовкой рабочих (а не экономистов и юристов),

Ожидания потребителей и плательщиков в высоком качестве и образовательного процесса, а также в высокой практикоориентированности курсов;

Надзорных органов в соблюдении законодательных требований;

Отдела Военного комиссариата об организации военно-патриотического воспитания и призывной комиссии в стенах института;

Ожидания «Поставщиков» (школ) может выражаться в высоком качестве проводимых студентами в школах профориентационных мероприятий и пр.

В процессе реализации стратегии приходится учитывать требования сотрудников филиала и служб головного вуза.

В тоже время ожидания Ректора и ректора приходится учитывать и при разработке стратегии (например, ориентированность ректора на увеличение численности студентов), и при ее реализации (в процессе выделения ресурсов).

Согласно классификации ЗС, предложенной Аргенти можно выделенные ЗС классифицировать следующим образом (см. табл. 2).

Таблица 2

Данная классификация позволяет нам понять с какими ЗС необходимо работать в первую очередь, а с какими во вторую. Другими словами при возникновении спорных ситуаций необходимо удовлетворять требования сначала первичных ЗС, а потом вторичных.

Выявим основные требования ЗС (см. табл. 3)

Таблица 3

Основные требования

Ректор и ректорат

Увеличение численности студентов и повышение экономической эффективности филиала

Службы и подразделения головного вуза

Выполнение корпоративных требований

Сотрудники филиала

«Уверенность в завтрашнем дне», высокий уровень оплаты труда, нематериальные льготы, возможность развития

Плательщики

Родители – заинтересованы в том, чтобы ребенок был «под присмотром», воспитывался, а также получал актуальные знания, которые позволят в будущем хорошо трудоустроится.

Работодатели – заинтересованы в том, чтобы сотрудник с минимальным отрывом от производства получил актуальные знания, применимые в направляющей организации.

Заинтересованы в предоставлении обратной связи от института о процессе обучения.

Потребители

Студенты – заинтересованы в том, чтобы интересно провести время, получить актуальные знания, которые помогут трудоустроится в будущем

«Поставщики»

Заинтересованы в том, чтобы выпускники школ поступили в вузы (это говорит о качестве подготовки в школах). Также заинтересованы в проведении студентами и преподавателями института в школах профориентационных и других мероприятий.

Конкуренты

Заинтересованы в сотрудничестве. Например, в части совместного проведения общественных мероприятий

Отдел Военного комиссариата

Заинтересован в организации работы по призывной комиссии в стенах института, а также по военно-патриотическому воспитанию

Администрация города и района

Заинтересована в безвозмездном использовании студентов на общественных работах и при проведении общественных городских мероприятий. Заинтересованы в том, чтобы вузы города открывали новые специальности для обеспечения кадрами градообразующих заводов.

Надзорные органы

В соблюдении законодательных требований

Понимание основных требований выделенных ЗС дает нам возможность учитывать их при формировании и реализации стратегии.


Рис.2 Матрица власти ЗС

Классификация выделенных ЗС позволяет нам понять, как и с какими ЗС необходимо работать, а также оценивать риски от данной работы.

Так необходимо полностью и своевременно учитывать интересы ЗС квадранта В. В противном случае это, скорее всего, приведет к быстрым и существенным негативным обратным реакция.

В тоже время запросы ЗС квадранта D можно практически игнорировать без существенных для себя последствий.

Работа с ЗС в квадранте А должна строится из соображений адекватности требований действующей стратегии. Например, озабоченность администрации недостатком квалифицированных кадров для градообразующих заводов понятно, но это еще не повод полностью переориентировать направления подготовки филиала. Обратная реакция от ЗС данного квадранта, скорее всего, будет не быстрая, но может быть достаточно существенная. Вплоть до закрытия филиала.

Представители ЗС квадранта С – имеют большую операционную власть и соответственно могут достаточно быстро смешаться в операционную деятельность, но изменить стратегическую направленность развития они не в состоянии.

В дополнение к изложенному можно значимость ЗС оценить по следующим трем факторам (Agle et al., 1999) (табл. 4).

Таблица 4

Способность влиять на решения

Легитимность

Безотлагательность

Ректор и ректорат

Службы и подразделения головного вуза

Сотрудники филиала

Плательщики

Потребители

«Поставщики»

Конкуренты

Отдел Военного комиссариата

Администрация города и района

Надзорные органы

Классификация ЗС по данной схеме в целом подтверждает сделанные ранее выводы. Наибольшее влияние на деятельность организации оказывают следующие ЗС: Ректор и ректорат, и надзорные органы являются теми ЗС, реагирование на запросы которых должно осуществляться безотлагательно.

Основные направления совершенствования отношений с ЗС:

1. Группа ЗС «Ректор, ректорат»

Необходимо повышать информированность о достижениях и проблемах филиала. Необходимо проводить больше мероприятий, которые будут звучать на уровне района и республики, побеждать в научных конкурсах масштаба республики и страны. Это позволит заявить о себе как о небольшом филиале, имеющем большой потенциал и как следствие поможет привлечь необходимые для развития ресурсы.

2. Группа ЗС «Службы и подразделения головного вуза»

Необходимо проявлять самостоятельность в решении оперативных вопросов, а не «бежать» за советами по каждой проблеме. Это позволит подчеркнуть, что персонал филиала квалифицирован и способен самостоятельно решать оперативные задачи. В целом вместе с предложениями п.1 это обеспечит предоставление большей стратегической свободы действий.

3. Группа ЗС «Сотрудники филиала»

Необходимо предоставлять возможности для развития и предлагать конкурентоспособную оплату труда. Это позволит укрепить кадровый состав, что в свою очередь обеспечит реализацию п.1,2 в стратегическом плане. В то же время интересами вспомогательного персонала можно пренебречь. Это не вызовет значимых стратегических последствий.

4. Группа ЗС «Плательщики» и «Потребители»

Необходимо предоставлять больше информации о достижениях студентов и вуза, а также обратную связь о ходе обучения конкретных студентов. Более того, необходимо в организации развивать маркетинг взаимоотношений. Это позволит достичь большей лояльности со стороны плательщиков и потребителей и привет в долгосрочной перспективе с росту продаж.

5. Группа ЗС «Поставщики».

Проводить больше взаимовыгодных совместных мероприятий с школьниками и сотрудниками организаций. Это будет способствовать нашей лучшей узнаваемости, причем не на «словах» (по рекламе), а на деле (в практике). В перспективе это приведет к усилению сотрудничества и росту продаж.

6. Группа ЗС «Конкуренты»

Необходимо стремится к разностороннему сотрудничеству, которое принесет пользу обеим сторонам. Ведь у нас практически нет прямой конкуренции по направлениям подготовки, мы больше конкурируем за выпускников школ, которые не определились с выбором будущей профессии. Это позволит нам в будущем получить равный с конкурентами (госвузами) доступ в школы и соперничество будет осуществляться на уровне качество проводимых профориентационных мероприятий.

8. Группа ЗС «Отдел Военного комиссариата», «Администрация города и района», «Надзорные органы»

Необходимо пригласить на обучение в наш институт на льготных условиях представителей руководства данных учреждений. Это позволит вовлечь их в деятельность нашего филиала, поднимет наш имидж, будет способствовать использованию «административного ресурса».

Таким образом, в целом работа с заинтересованными сторонами необходимая и обязательная часть работы менеджера при решении стратегических вопросов, несмотря на всю сложность и непредсказуемость данной работы.

Список литературы

1. Вайни Ховард. Организация: заинтересованные стороны, предназначение и ответственность. Кн.4: Учеб.пособие / пер с англ. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2011.– 88с.: фот., схем., рис., табл. - (R820 «Стратегия»)

Представители среднего звена управления должны выполнять практически все функции управления в отношении всех объектов управления с различной степенью участия. Основная ответственность при выполнении управленческих функций на среднем уровне определяется в отношении продукции, производственных процессов, материально-технических и информационных ресурсов, внутренних условий, и, безусловно, персонала. Вместе с тем, участие персонала этого уровня в управлении финансами и внешними условиями является необходимым для обеспечения неразрывности цепочек создания ценности для потребителей и других заинтересованных сторон через преобразование их требований в характеристики осуществляемых предприятием процессов.

Основной функцией управления на низовом уровне должна являться организация деятельности и принятие оперативных управленческих решений в отношении практически всех объектов: продукция, производственные процессы, материально-технические и информационные ресурсы, внутренние условия. Для обеспечения результативности и эффективного управления представители этого звена управления также должны принимать участие в процессах планирования, контроля, анализа и улучшения в отношении всех этих объектов и иметь в них определенные полномочия. В противном случае неизбежен «разрыв» в реализации процессного управления организацией, в частности в цикле PDCA Шухарта-Деминга (Планируй- Выполняй- Контролируй-Анализируй/Улучшай).

Рекомендации по распределению функций могут служить методической базой для формирования внутренних документов предприятия, регламентирующих деятельность структурных подразделений и отдельных специалистов при создании интегративной системы управления. При этом состав специальных функций, полномочий и ответственности определяется не произвольно, а на основании идентифицированных процессов, установленных взаимосвязей и зависимостей между объектами, субъектами и функциями управления.

Идентифицированные элементы единой системы управления должны найти отражение в организационном структурировании предприятия.

Общеизвестно, что организационная структура должна отвечать конкретным потребностям каждого предприятия, с учетом условий и целей деятельности, имеющихся в его распоряжении трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также требований, предъявляемых предприятию всеми заинтересованными сторонами. Структура управления должна быстро адаптироваться к меняющимся условиям и задачам деятельности, в том числе к изменению состава и содержания функций управления. Не смотря на это, в современных условиях хозяйствования большинство ППП сохранили старую (линейно-функциональную) организационную структуру управления, где управление происходит сверху вниз, и более того, некоторые из них вообще не имеют четко оформленной и документированной оргструктуры. Однако иерархические организационные структуры с вертикальной системой отношений «начальник – подчиненный (исполнитель)» плохо соответствует целям управления качеством. Как известно функциональные структуры препятствуют развитию горизонтальных процессов, в то время как реальные процессы создания продукции носят явно выраженный горизонтальный характер.

Предлагаемая модель интегративной системы менеджмента наиболее гармонично может быть совмещена с децентрализованной матричной организационной структурой, которая сочетает вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными (в соответствии с цепочкой процессов). Целесообразность введения таких структур особенно очевидна на современном этапе развития ППП, когда их окружение характеризуется динамичными рынками, конкуренцией, а также быстро меняющейся технологией.

на основе требований заинтересованных сторон и показателей их достижения

Задачей данного этапа исследования является разработка методических рекомендаций по формированию целей для предприятия пищевой промышленности в области качества его деятельности, ориентированных на выполнение определенных требований одной либо нескольких групп заинтересованных сторон.

Понимая цели в области качества деятельности как желаемый результат с позиции всех заинтересованных сторон, их постановку можно рассматривать как нахождение компромисса между требованиями (ожиданиями, потребностями) всех заинтересованных сторон и имеющимися на предприятии ресурсами/возможностями. Исходя из этого в работе предложен следующий порядок формирования целей:

    идентификация всех заинтересованных сторон;

    определение их требований и ожиданий;

    оценка возможностей предприятия по выполнению требований заинтересованных сторон;

    составление перечня целей на основе сбалансированного учета требований сторон, анализ их согласованности между собой;

    формирование системы показателей для системы менеджмента предприятия.

1. Идентификация заинтересованных сторон в деятельности предприятия

При идентификации заинтересованных в деятельности ППП сторон были выделены практически все обозначенные ранее группы:

    собственники предприятий (владельцы, акционеры);

    непосредственные потребители продукции/услуг;

    общество в лице государственных и общественных организаций;

    партнеры по различным направлениям деятельности (поставщики сырья, банки, дистрибьюторы и т.п.);

    работающий персонал;

    руководство предприятия/топ-менеджеры, являющиеся носителями корпоративных требований предприятия в целом, которые в свою очередь являются компромиссом между требованиями собственников и работающего персонала.

2. Определение требований и ожиданий заинтересованных сторон

Для предприятий пищевой промышленности, где традиционно высоко значимы регламенты государства в отношении безопасности продукции и условий ее производства, анализу требований всех заинтересованных сторон должна предшествовать систематизация норм всех законодательных и нормативных документов, действующих в отрасли.

Анализ требований других заинтересованных сторон к различным результатам деятельности ППП, позволил сформулировать наиболее общие из них, которые необходимо учитывать в управлении предприятием на современном этапе развития. Типовые требования заинтересованных сторон, их направленность на объекты управления, с указанием основных источников получения информации о них представлены в табл. 3.3. Обозначенные требования актуальны практически для всех предприятий пищевой промышленности и могут служить для них методическим примером на начальном этапе организации взаимодействия с заинтересованными сторонами с целью выявления их требований.

Таблица 3.3

Характеристика требований заинтересованных сторон и их взаимосвязь с объектами в системе

менеджмента предприятий

Группа заинтересованных сторон

Базовое/типовое требование

Источник получения

информации о требовании

Объект управления

Продукция

Производственные

процессы

Материально-технические и

Информационные ресурсы

Персонал

Внешние условия

Внутренние условия,

Деятельность в целом

Потребители

1.1 Новизна, надежность, стабильность качества выпускаемой продукции/услуг, соответствующего требованиям идентифицированных групп потребителей

Договоры, контракты

Данные анкетных опросов

1.2 Оптимальный ассортимент продукции/услуг

1.3 Доступность: по цене продукции (по целевым группам потребителей) и месторасположению мест реализации

1.4 Уровень обслуживания, в том числе соблюдение сроков поставки, профессиональные навыки и поведение персонала, контактирующего с потребителями

1.5 Привлекательный имидж, надежность, стабильность деятельности предприятия

1.6 Взаимодействие с потребителями: наличие каналов связи, информационная поддержка при приобретении и использовании продукции, отзывчивость и активность поведения, реагирование на обращения

Акционеры (владельцы)

2.1Финансовая устойчивость предприятия, рост прибыли

Протоколы собраний акционеров

2.2 Повышение капитализации и инвестиционной привлекательности предприятия

2.3 Повышение рентабельности (собственного капитала, продукции)

2.4 Лидерство по объему продаж

2.5 Привлечение новых заказчиков и расширение рынков сбыта

Общество

3.1 Позитивный вклад в экономику региона и страны

3.2 Отсутствие негативного влияния на окружающую среду, здоровье населения, сокращение отходов и их уничтожение

СМИ, обращения граждан и общественных организаций

3.3 Социальные и благотворительные программы (в области образования, здравоохранения, спорта, досуга)

3.4 Экономия и сохранение стратегических ресурсов (водных, энергетических)

Продолжение табл. 3.3

Партнеры

4.1 Выполнение договорных обязательств в полном объеме

Договоры, контракты

4.2 Создание большей ценности в цепочке поставок на основе партнерства, обмен опытом, обеспечение совместимости политики и культуры бизнеса

Устная информация

4.3 Повышение доверия между партнерами, поддержка взаимного развития, обеспечение дополнительных преимуществ совместной работы

Устная информация

4.4 Реализация совместных взаимовыгодных проектов

Договоры

Персонал (индивидуальные работники)

5.1 Достойная заработная плата и своевременная ее выплата

Данные анкетных опросов

5.2 Предоставление социального пакета

5.3 Благоприятные условия труда и организация производства

5.4 Доброжелательная атмосфера в коллективе, в том числе внимание и уважение со стороны руководства

5.5 Развитие потенциала работников: возможность обучения и карьерного роста

5.6 Участие в управлении организацией: доступность информации о деятельности, распределение полномочий и ответственности, участие в принятии управленческих решений

6.1 Лидерство по объемам выпуска продукции/ предоставления услуг, внедрение новых технологий и процессов, освоение новых рынков

Протоколы совещаний и другие виды управленческих записей

Собственно предприятие в целом (руководство)

6.3 Конкурентное преимущество по ассортименту и качеству продукции/услуг

6.4 Обеспечение предприятия квалифицированными кадрами, повышение производительности труда, соблюдение требований трудовой дисциплины

6.5 Формирование корпоративной культуры, повышение уровня знаний, сознания и ответственности персонала в достижении целей предприятия

6.6Выполнение всех производственных процессов в соответствии с требованиями всех видов документации

6.7 Рациональное использование всех видов ресурсов

6.8 Снижение всех видов издержек и рисков при осуществлении деятельности

+Документ

... промышленность . Отраслевые системы менеджмента качества . Требования к организациям поставщикам продукции и услуг ISO 22000:2005 Системы менеджмента безопасности пищевой ...

  • ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дисциплине «Управление качеством» «Внедрение системы менеджмента качества на основе стандартов ISO серии 9000 на предприятие «Житненский хлебозавод»»

    Дипломная работа

    ... ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дисциплине «Управление качеством» «Внедрение системы менеджмента качества на основе стандартов ISO серии 9000 на предприятие ... СанПиН 2.3.4.545-96 «Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности . Производство хлеба, ...

  • Мероприятие Н 4 51-1 " Совершенствование методик преподавания в средней школе на основе создания предметно-ориентированных модулей не менее чем по 18 предметам на основе реализации информационных технологий развитие научно-образовательного

  • 5.2.1 Общие положения

    У каждой организации есть заинтересованные в ее деятельности стороны, каждая из которых имеет свои потребности и ожидания.

    Заинтересованные стороны организаций включают:

    Потребителей и конечных пользователей;

    Работников организации;

    Владельцев/инвесторов (таких, как акционеры, отдельные лица или группы, включая общественный сектор, имеющие конкретный интерес в организации);

    Поставщиков и партнеров;

    Общество в виде различных объединений и государственных структур, на которые организация или ее продукция оказывают воздействие.

    5.2.2 Потребности и ожидания

    Успех организации зависит от понимания и удовлетворения текущих и будущих потребностей и ожиданий нынешних и потенциальных потребителей и конечных пользователей, а также от понимания и учета потребностей и ожиданий других заинтересованных сторон.

    Для понимания и удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон организации необходимо:

    Определить свои заинтересованные стороны и поддерживать способность сбалансирование отвечать на их потребности и ожидания;

    Преобразовать определенные потребности и ожидания в требования;

    Довести требования до сведения всего персонала организации;

    Сконцентрироваться на улучшении процессов с целью обеспечения ценности для заинтересованных сторон.

    Для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей и конечных пользователей руководству организации следует:

    Понять потребности и ожидания своих потребителей, в том числе потенциальных потребителей;

    Установить основные характеристики продукции, предназначенной для ее потребителей и конечных пользователей;

    Определить и оценить конкурентную обстановку на своем рынке;

    Определить возможности рынка, слабые стороны и будущие преимущества в конкурентной борьбе.

    Примеры потребностей и ожиданий потребителей и конечных пользователей продукции организации:

    Соответствие требованиям;

    Надежность;

    Наличие;

    Поставка;

    Деятельность после завершения жизненного цикла продукции;

    Цена и стоимость жизненного цикла;

    Безопасность продукции;

    Ответственность за качество продукции;

    Воздействие на окружающую среду.

    Организации следует определить потребности и ожидания своих работников в признании их деятельности, удовлетворенности работой, а также в их развитии. Такое внимание помогает обеспечивать наиболее полное вовлечение и наиболее сильную мотивацию работников.

    Организации следует определить финансовые и другие результаты, отвечающие установленным потребностям и ожиданиям владельцев и инвесторов.

    Руководству необходимо учитывать потенциальные выгоды для организации от установления партнерства с поставщиками с целью создания ценности для обеих сторон. Партнерство следует базировать на основе совместной стратегии, обмена знаниями, а также на распределении доходов и убытков.

    При установлении партнерских отношений организации следует:

    Определить основных поставщиков и другие организации в качестве потенциальных партнеров;

    Совместно достичь четкого понимания потребностей и ожиданий потребителей;

    Совместно достичь четкого понимания потребностей и ожиданий партнеров;

    Поставить цели, обеспечивающие возможности постоянного партнерства. При рассмотрении своих отношений с обществом организации следует:

    Демонстрировать свою ответственность в области здоровья и безопасности;

    Учитывать воздействие на окружающую среду, включая сохранение энергии и природных ресурсов;

    Идентифицировать применимые законодательные и другие обязательные требования;

    Идентифицировать текущее и потенциальное воздействие своей продукции, процессов и деятельности на общество в целом и местное сообщество в частности.

    5.2.3 Законодательные и другие обязательные требования

    Руководству следует обеспечивать знание организацией законодательных и других обязательных требований, которые применимы к ее продукции, процессам и деятельности, и включить эти требования в систему менеджмента качества. Следует также обращать внимание на:

    Разъяснение соответствия текущим и перспективным требованиям с точки зрения этики, результативности и эффективности;

    Выгоды для заинтересованных сторон от повышения соответствия требованиям;

    Роль организации в защите интересов сообщества.

    Формирование корпоративной социальной политики предполагает определение ее целей и содержания, т.е. предмета и приоритетных направлений. Решение указанной задачи в рамках стратегического подхода к КСО делает необходимым выявление заинтересованных сторон и их социальных запросов, социальных проблем и тенденций, оценку ресурсных возможностей компании и определение возможного способа реагирования на выявленные запросы и проблемы заинтересованных сторон, формирование системы соответствующих социальных обязательств и их формализацию.

    Таким образом, процесс формирования КСП должен начинаться с анализа внутренней и внешней социальной среды ведения бизнеса. Анализ внутренней среды в контексте формирования социальной политики компании предполагает выявление ключевых внутренних заинтересованных сторон, оценку качества человеческого и социального капитала компании, психологического климата в коллективе, уровня корпоративной культуры, степени удовлетворенности персонала компании условиями работы, уровня нефинансовых (кадровых, профессиональных, социальных) рисков. В этих целях могут быть использованы методы измерения стоимости соответствующих нематериальных активов, в частности человеческого и социального капитала компании, анкетирование и интервьюирование различных категорий сотрудников, иные методы экспертной оценки и социометрического анализа.

    Анализ внешней среды ведения бизнеса в целях формирования КСП предполагает прежде всего выявление внешних заинтересованных сторон, их запросов, долговременных социальных тенденций и социально значимых проблем; анализ оценки репутации компании внешними заинтересованными сторонами, а также выявление возможных преимуществ ком- паний-конкурентов в социальной сфере (более благоприятные условия труда, более высокий уровень оплаты труда и социальной защиты, корпоративной культуры, возможности карьерного роста и т.д.). В связи с этим немаловажное значение имеет учет особенностей структуры (типа) рынка, поскольку именно особенности конкурентной среды, сложившейся на том или ином рынке, степень интенсивности конкуренции обусловливают необходимость формирования конкурентных преимуществ, в том числе и посредством КСП.

    Выявление заинтересованных сторон, их запросов и ожиданий, социальных тенденций и проблем имеет определяющее значение для формирования эффективной КСП и, как следствие, для обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ компании. Как было отмечено в исследовании, проведенном Европейской академией бизнеса и общества (EABIS ), стратегическое управление заинтересованными сторонами является платформой, связывающей корпоративную ответственность и стратегический менеджмент, позволяющей компании усилить и развить свои ресурсы, способности, знания, отношения, социальный капитал и репутацию .

    Как отмечалось в главе 7, на формирование современной концепции КСО большое влияние оказала теория заинтересованных сторон. Следствием ее проникновения в концепцию КСО стала персонификация социальной ответственности бизнес-организаций и спецификация ее предмета. В значительной степени именно под влиянием данной теории бизнес осознал необходимость выстраивания корпоративной стратегии и КСД с учетом запросов заинтересованных сторон.

    Управление отношениями с заинтересованными сторонами (стейкхолдер- менеджмент) является активно развивающейся областью теории и прак 2

    тики управления. Вместе с тем в отечественной управленческой науке проблемы выявления заинтересованных сторон и взаимодействия с ними стали предметом исследования и обсуждения относительно недавно. Как правило, они рассматриваются прежде всего в контексте формирования общей корпоративной стратегии. Предлагаемые подходы, методы и инструменты выявления и позиционирования заинтересованных сторон, механизмы взаимодействия с ними могут быть использованы и в целях выработки социальной стратегии и политики компании, так как носят универсальный характер.

    В настоящее время управление отношениями с заинтересованными сторонами для многих зарубежных компаний является обычной практикой и рассматривается ими как неотъемлемое условие построения деловой и социальной корпоративной стратегии. Следует отметить, что базовые принципы построения эффективного взаимодействия компаний с заинтересованными сторонами зафиксированы в серии Международных стандартов АА1000, а также в Глобальном руководстве по отчетности в области устойчивого развития (GRI- 3, GRI-A). В качестве основополагающего рассматривается принцип «включенности»у предполагающий учет запросов заинтересованных сторон на всех этапах процесса управления организацией.

    В качестве примера компаний, последовательно выстраивающих систему взаимодействия с заинтересованными сторонами, можно привести Nestle и Unilever. В России первые попытки выстраивания отношений с заинтересованными сторонами продемонстрировала компания «БАТ-Россия» в 2001 г.

    Изучение опыта российских компаний, напротив, показывает, что сегодня лишь крупные российские компании, лидеры рынка проявляют заинтересованность в выявлении запросов и ожиданий стейкхолдеров, оценке возможностей их учета в деятельности компании и ее стратегии. Наибольшую активность в этом вопросе проявляют компании, выходящие на международные рынки, либо вынужденные нести большую социальную ответственность (например, градообразующие). Вместе с тем, как показали результаты исследования АМР (2008), сам механизм выявления и взаимодействия с заинтересованными сторонами находится в стадии формирования.

    Важно запомнить

    Процесс управления отношениями с заинтересованными сторонами (stakeholder management) должен включать в себя четыре взаимосвязанных аспекта: 1) стейкхолдер-анализ; 2) определение характера (способа) реагирования на выявленные запросы и ожидания заинтересованных сторон; 3) формирование механизма взаимодействия с ними; 4) оценку эффективности и отчетность.

    • - позиционирование заинтересованных сторон (stakeholder mapping ), т.е. их систематизацию относительно друг друга, классификацию по силе воздействия на компанию с целью выделения ключевых групп заинтересованных сторон;
    • - выявление (идентификация) запросов основных групп заинтересованных сторон.

    Рис. 93.

    На практике выявление (идентификация ) заинтересованных сторон предполагает ответ на следующие ключевые вопросы: какие компании, организации, социальные группы, отдельные лица являются стейкхолдерами компании в настоящее время; какие компании, организации, лица могут являться потенциальными стейкхолдерами; какие группы стейкхолдеров существуют.

    Результатом первого этапа стейкхолдер-анализа должно стать четкое представление обо всех группах заинтересованных сторон компании. В контексте формирования КСП последнее предполагает выявление тех групп организаций, социальных групп и лиц, на кого социальная политика компании или реализация какого-либо отдельного социального проекта может оказать прямое или косвенное влияние, а также стейкхолдеров, способных повлиять на формирование и реализацию КСП.

    Как показывает практика компаний, осуществляющих идентификацию заинтересованных сторон, чаще всего процесс их выявления производится экспертным путем, а выделение групп заинтересованных сторон - на основе наличия общих интересов, общей проблемы либо равного позиционирования стейкхолдеров по отношению к компании. Среди методов , наиболее часто применяемых компаниями на практике, следует назвать:

    • - экспертный анализ внутренней и внешней среды компании (может проводиться менеджером компании по КСО; специально сформированной из представителей различных подразделений компании рабочей группой; посредством опроса руководителей компании и ее структурных подразделений; привлеченными внешними консультантами);
    • - анализ информации о компании в СМИ, информационных сетях;
    • - диалог с местным сообществом и другими социальными группами.

    Результатом выявления заинтересованных сторон может стать составление карты стейкхолдеров компании , которая дает наглядное представление об их количестве и составе. В качестве примера приведем карту заинтересованных сторон ООО «Пивоваренная компания “Балтика”» (рис. 9.4).


    Рис. 9.4.

    Позиционирование заинтересованных сторон предполагает их классификацию с целью выявления ключевых заинтересованных сторон, что, в свою очередь, требует определения критериев и методов их классификации. Решение этой задачи на практике делает необходимым поиск ответов на ряд вопросов: каковы характер и сила влияния той или иной заинтересованной стороны на компанию; какие из них оказывают наибольшее влияние на финансовые потоки компании и формирование ее конкурентных преимуществ; каков характер влияния компании на заинтересованные стороны.

    Как было отмечено выше, методы выявления и критерии позиционирования заинтересованных сторон с целью выработки бизнес-стратегии компании могут быть использованы и в целях формирования корпоративной социальной стратегии и политики. Таким образом, классификация заинтересованных сторон для определения целей и приоритетных направлений КСП может осуществляться на основе следующих критериев:

    • - позиция той или иной группы заинтересованных сторон по отношению к компании (внутренние, внешние заинтересованные стороны);
    • - характер влияния деятельности компании на заинтересованные стороны (прямой, косвенный);
    • - степень зависимости заинтересованных сторон от компании (сильная, слабая);
    • - степень заинтересованности стейкхолдеров в компании (высокая, низкая);
    • - степень возможного влияния той или иной группы заинтересованных сторон на компанию (сильная, слабая);

    характер возможного влияния на стратегию компании (поддерживают, не поддерживают, противодействуют и т.д.);

    Значимость той или иной группы заинтересованных сторон для компании (ключевые, развивающиеся).

    Указанные критерии позволяют выделить несколько групп заинтересованных сторон (рис. 9.5).


    Рис. 9.5.

    Классификация заинтересованных сторон, осуществляемая в целях формирования КСП, в первую очередь предполагает выявление группы основных заинтересованных сторон. К этой группе следует отнести лица, группы лиц (социальные группы), организации, сообщества, которые имеют прямое отношение к компании, т.е., с одной стороны, испытывают на себе непосредственное влияние ее деятельности, сильно зависят от нее и, как следствие, демонстрируют высокую заинтересованность в выстраивании долговременных, взаимовыгодных отношений с ней, а с другой - способны оказать на компанию заметное влияние.

    С точки зрения позиционирования заинтересованных сторон по отношению к компании основные заинтересованные стороны могут быть подразделены на внутренние и внешние группы. Очевидно, что в контексте формирования КСП основной внутренней заинтересованной стороной является персонал компании. Однако на практике в целях выбора приоритетных направлений КСП и повышения ее эффективности приходится выделять отдельные категории персонала (наиболее квалифицированное ядро, молодые специалисты, женщины и т.д.) для более детального изучения их запросов.

    Внешняя социальная среда компании имеет более сложную структуру, что делает задачу выявления внешних заинтересованных сторон достаточно серьезной проблемой. В качестве основных групп внешних стейкхолдеров, как правило, рассматривают население региона присутствия компании, его отдельные категории, различные социальные группы, гораздо реже - общество в целом.

    Для компаний, имеющих значительное число заинтересованных сторон, в целях определения приоритетных направлений социальной политики важно выявить ключевые группы (ключевых стейкхолдеров). Поскольку значимость стейкхолдеров для компании традиционно определяется в первую очередь степенью их влияния на финансовые потоки, то к ключевым внутренним стейкхолдерам традиционно относят наиболее важные с этой точки зрения категории персонала: наиболее квалифицированных и эффективно работающих сотрудников, а также сотрудников, занятых в структурных подразделениях, функционирование которых оказывает наибольшее влияние на результаты и эффективность деятельности компании. В группу ключевых внешних заинтересованных сторон следует включить: членов семей работников компании; население регионов, в которых функционируют предприятия компании (последнее особенно значимо для градообразующих предприятий).

    Наряду с ключевыми целесообразно выделять группу развивающихся стейкхолдеров , к которой можно отнести группы заинтересованных сторон, способные в будущем стать ключевыми: молодежь, проживающую в регионе присутствия компании (как потенциальных работников), студентов профильных учебных заведений.

    Рассматривая классификацию внешних групп заинтересованных сторон, нельзя не обратить внимание на стейкхолдеров, которые имеют косвенное, весьма опосредованное отношение к компании, но вместе с тем, как показывает практика, с одной стороны, способны оказать на нее весьма существенное влияние, а с другой стороны, могут получить либо определенные выгоды от КСД тех или иных компаний (внешние положительные эффекты), либо испытать на себе влияние негативных последствий их деятельности (внешние отрицательные эффекты). Примерами внешних положительных эффектов могут стать повышение качества человеческого капитала и качества жизни, снижение социальных рисков и социальная стабильность, примерами отрицательных внешних эффектов - деградация социального капитала общества, рост социальных расходов государства.

    К группе внешних косвенно заинтересованных сторон следует отнести компании-конкуренты, органы государственной власти всех уровней, общественные организации, различные социальные группы и общество в целом. Указанные группы заинтересованных сторон способны оказать влияние и на формирование КСП. Например, КСД компаний-конкурен- тов может заметно обострить конкуренцию на рынке труда, давление со стороны профсоюзов - вынудить работодателя быть более социально ответственным, а давление со стороны СМИ - заставить компанию содействовать решению социальных проблем местного сообщества. Органы государственной власти имеют возможность как стимулировать и поощрять КСД компаний, так и вводить определенные санкции в отношении компаний, демонстрирующих социально безответственное поведение.

    Давление со стороны заинтересованных сторон на поведение компании и принимаемые решения может быть столь значительным, что позволяет говорить о возможности появления групп давления. В них могут входить общественные организации, профсоюзы, средства массовой информации, формальные и неформальные сообщества, в том числе и интернет-сообщество. Опыт многих компаний - а среди них немало достаточно известных и успешных - свидетельствует о том, что возможности стейкхолдеров влиять на компанию (в том числе и посредством интернет-технологий, социальных сетей) постоянно растут.

    Важно запомнить

    Выявление основных групп заинтересованных сторон, выделение группы ключевых стейкхолдеров является основой определения целей и приоритетных направлений КСП, условием ее эффективности.

    Следующим этаном стейкхолдер-анализа и вместе с тем шагом на пути формирования КСП должны стать идентификация и оценка (с точки зрения выбора компанией возможного способа реагирования) ожиданий и запросов ключевых заинтересованных сторон, а также формирующихся социальных тенденций.

    Решение этой задачи на практике требует поиска ответов на следующие вопросы: какие цели и ценности имеют наибольшее значение для заинтересованных сторон; каковы их запросы и предпочтения, наиболее значимые, с их точки зрения, социальные проблемы.

    Очевидно, что на запросы и предпочтения заинтересованных сторон оказывают влияние многие факторы: экономические, социальные, национальные, отраслевые, географические, территориальные, историко-культурные и др. Обобщение опыта крупных международных компаний позволяет говорить о наличии разнообразных и динамично меняющихся запросов и предпочтений основных групп заинтересованных сторон, в частности персонала компаний и местного сообщества.

    Отметим лишь две все более очевидные тенденции, характерные для экономически развитых стран мира: 1) формирование новой иерархии ценностей (увеличение значимости свободного времени и расширения возможностей для развития при одновременном уменьшении значимости высокой оплаты труда и карьерного роста); 2) повышение уровня социальной ответственности стейкхолдеров (клиентов, потребителей, персонала и т.д.) и, как следствие, формирование комплекса соответствующих запросов по отношению к бизнесу.

    Крайне незначительный опыт российских компаний в плане выявления запросов заинтересованных сторон не позволяет делать выводы о предпочтениях компаний в использовании тех или иных методов стейкхолдер- анализа и их сравнительной эффективности, а также о типичной системе ценностей и предпочтений работников этих компаний.

    Анализ публикаций, результатов исследований, точек зрения экспертов свидетельствует о том, что в большинстве российских компаний решение о целесообразности реализации тех или иных социальных программ и проектов основывается не на выявлении запросов заинтересованных сторон, а под влиянием иных факторов: представлений руководства компании, внешнего давления, остроты той или иной социальной проблемы, ресурсных возможностей компании, наконец, коныонктурных факторов. В то же время выявление запросов заинтересованных сторон предполагает выстраивание диалога с ними, мониторинг их интересов и ожиданий на регулярной основе, оценку степени их удовлетворенности реализуемыми проектами и программами, информирование о целях и содержании реализуемых программ и проектов, результатах их осуществления.

    Сложившиеся к настоящему времени представления о наиболее типичных запросах тех или иных групп заинтересованных сторон являются результатом экспертных оценок, основанных на данных, полученных в ходе проведения различного рода исследований. В предлагаемой ниже схеме (рис. 9.6) отражены наиболее значимые, с точки зрения ключевых групп заинтересованных сторон (персонала и местного сообщества), социальные запросы и ожидания. Включение в эту схему перечня запросов акционеров, государства и общества позволяет увидеть возможные области пересечения интересов стейкхолдеров в социальной сфере. Вместе с тем очевидно, что данная схема дает лишь самое общее, рамочное представление о возможных социальных запросах и ожиданиях заинтересованных сторон.


    Рис. 9.6.

    Для определения содержания и основных направлений социальной политики компании важно также провести анализ выявленных социальных запросов и проблем в целях определения характера этих запросов : являются ли выявленные ожидания краткосрочными, отражающими интересы небольшой группы лиц или речь идет о долговременной социальной тенденции (запросе), отражающей интересы значительной части общества. Примером такого рода социальных тенденций (запросов) может служить формирование общественного запроса в отношении повышения социальной ответственности бизнеса, в частности - возрастания ответственности компании как работодателя. В США, странах Европы выпускники университетов среди факторов, оказывающих влияние на выбор компании, в которой они хотели бы работать, все чаще называют фактор репутации компании как социально ответственной. Игнорирование долгосрочных социально значимых тенденций может привести к снижению конкурентоспособности компании и ее устойчивости.

    При формировании КСП следует учитывать, что интересы различных стейкхолдеров могут не совпадать. Среди них могут быть те, кто получает очевидные выгоды от деятельности компании, и те, кому деятельность компании наносит ущерб. Классический пример - конфликт интересов акционеров и менеджеров компании, акционеров и персонала, менеджеров и персонала. Реализация социальных проектов и программ также может привести к конфликту интересов. Например, возможно несовпадение запросов работников компании местного сообщества, позиций в отношении оценки приоритетности и последовательности решения тех или иных социальных проблем и их остроты.

    В связи с этим встает задана согласования интересов стейкхолдеров , оценки потенциальных выгод от учета запросов одних групп заинтересованных сторон и потенциальных угроз от игнорирования других. Последнее предполагает поиск ответов на следующие вопросы: каковы потенциальные выгоды от удовлетворения запросов определенной группы стейкхолдеров и возможные последствия игнорирования интересов других групп как для них самих, так и для компании; какие группы заинтересованных сторон могут выиграть (проиграть) от реализации тех или иных социальных проектов и программ; чьи интересы в большей степени учитывает реализуемая социальная политика; можно ли избежать конфликта интересов. Неверно расставленные приоритеты, недооценка значимости информирования заинтересованных сторон, пренебрежение принципами выстраивания корпоративной пирамиды коммуникаций может привести не только к снижению эффективности КСД, но и к деградации социального капитала компании.

    Важно запомнить

    Одной из важнейших задач на этапе формирования КСП, выбора ее приоритетных направлений является анализ ресурсных возможностей компании по реализации выявленных запросов заинтересованных сторон и решению их социальных проблем. Речь идет о финансовых , материальных , человеческих и организационных ресурсах компании, которые могут быть направлены на КСД. Указанные ресурсы принято называть социальными инвестициями.

    Основным источником социальных инвестиций выступает прибыль компаний. Последнее объясняет то, что в РФ достаточно широко распространена точка зрения, согласно которой быть социально ответственными и осуществлять КСД могут себе позволить только крупные, финансово устойчивые компании. Конечно, компания, имеющая устойчивые финансовые показатели? может реализовать больше социальных проектов и программ, охватить КСД более широкий круг лиц. Однако, и «просто хороший бизнес», соответствующий требованиям закона, этическим нормам и правилам, базовым принципам ответственности и устойчивого развития, с полным основанием может быть признан социально ответственным. Дело не только в количестве средств, направляемых на КСД, но и в отношении к ним как к инвестициям, способным обеспечить долговременный социально-экономический эффект.

    На этапе формирования КСП полезно изучить возможность и целесообразность объединения усилий в реализации тех или иных социальных проектов с другими компаниями, местными органами власти или некоммерческими организациями. Последнее имеет большое значение, так как реализация социальных обязательств в одних случаях способна обеспечить компании конкурентное (новаторское) преимущество, а в других - поставить ее в невыгодное положение по сравнению с компаниями-конкурен- тами (например, в связи с ростом социальных расходов). Кроме того, следует учитывать, что выполнение индивидуальных обязательств компании по сравнению с коллективными обязательствами всегда связано с большим риском.

    В то же время освоение повой социальной технологии или реализация социального проекта могут улучшить репутацию компании, создать для нее дополнительные конкурентные преимущества. В результате такой социально ориентированной деятельности могут возникнуть новые социальные стандарты, которые послужат своеобразным входным барьером на рынок для других компаний. Преодоление этих барьеров и внедрение социальных стандартов и технологий в деятельность все более широкого круга компаний будет свидетельствовать о процессе формирования и закрепления института КСО.

    Важно запомнить

    Анализ ресурсных возможностей компании позволяет определить способ (характер) реагирования со стороны компании на выявленные запросы заинтересованных сторон, определить стратегию или линию ее поведения по отношению к той или иной их группе, а также необходимый объем социальных инвестиций.

    Изучение опыта зарубежных компаний показывает, что на практике применяются следующие стратегии : мониторинг выявленных проблем (консультации, переговоры с заинтересованными сторонами); активное участие в решении проблемы и принятие соответствующих социальных обязательств перед заинтересованными сторонами; формирование и реализация соответствующих видов корпоративной политики; сотрудничество в целях совместного участия в решении проблем и удовлетворении запросов заинтересованных сторон, их интегрирование в процесс управления и принятия решений или их игнорирование, нейтрализация, противодействие им. Нетрудно заметить, что указанные возможные линии поведения компании отражают разную степень ее вовлеченности в КСД, доминирующий в компании подход к пониманию содержания и форм реализации КСО. При определении способа реагирования, соответствующей линии поведения компании и оценке связанных с этим возможных рисков целесообразно принять во внимание силу влияния на нее той или иной заинтересованной стороны.

    Например, в отношении такой группы стейкхолдеров, как персонал компании (прямые выгоды от удовлетворения запросов которой очевидны, так же как очевиден и высокий уровень угроз, вызванных игнорированием запросов работников), должна быть избрана проактивная линия поведения , предполагающая формирование и реализацию корпоративной социальной политики.

    Управление отношениями с заинтересованными сторонами предполагает также выстраивание механизма взаимодействия (системы коммуникаций) с ними (stakeholder engagement): с одной стороны, с целью выявления их запросов, с другой - с целью информирования о приоритетных направлениях КСД, соответствующих решениях, а также о результатах ее реализации и оценки эффективности. Таким образом, данный этап стейкхолдер-менеджмента является одновременно и этапом, завершающим формирование КСП, и процессом, позволяющим получить информацию, необходимую для ее корректировки в дальнейшем.

    В России одна из первых попыток отследить основные методы ведения диалога с заинтересованными сторонами, используемые российскими компаниями, была предпринята в рамках исследования АМР в 2008 г. Исследование, проведенное в 2012 г., показало, что принципиальных изменений в этой области не произошло. Результаты исследования подтвердили, что в качестве основных способов коммуникации с заинтересованными сторонами компании рассматривают: обмен мнениями в рамках проведения различных мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров - 92% компаний-респондентов); выступления и публикации в СМИ (95%); информирование через корпоративный сайт (89%). Вместе с тем результаты исследования свидетельствуют о том, что заметно возросла доля методов и механизмов двусторонних и многосторонних коммуникаций с заинтересованными сторонами, таких как совместная экспертная работа, участие в работе общественных палат, гражданских экспертизах и общественных слушаниях. В целом эксперты отмечают, что доминируют методы одностороннего информирования заинтересованных сторон о своей деятельности, в то время как способы взаимодействия, позволяющие выявить их ожидания и предпочтения, применяются явно недостаточно. Также обращает на себя внимание то, что компании ведут диалог с ограниченным кругом заинтересованных сторон (государственные органы власти, СМИ, НКО, политические партии, представители местного сообщества).

    В связи с этим безусловный интерес представляет изучение опыта зарубежных компаний прежде всего в части выстраивания доверительных отношений руководства компании с персоналом, различные способы ведения диалога с сотрудниками (использование информационных сетей, проведение дней открытых дверей, совместных корпоративных мероприятий, осуществление мониторинга степени удовлетворенности персонала условиями работы в компании, изучение ожиданий, потребностей и предпочтений посредством опросов и т.д.).

    Выстраивание диалога с заинтересованными сторонами, в первую очередь с персоналом компании и местным сообществом, посредством регулярных встреч руководства с представителями этих групп, опросов, анализа любой доступной информации (жалоб, претензий, причин перехода сотрудников в другие компании, недовольства местного сообщества, публикаций в СМИ и социальных сетях) наряду с анализом объективных показателей состояния человеческого и социального капитала компании, ее репутации являются важнейшими условиями формирования эффективной КСП.

    Выявление запросов заинтересованных сторон, их интересов и наиболее значимых для них социальных проблем, выбор способа реагирования на них позволяет компании выстроить систему корпоративных ценностей , а также соответствующих им целей КСД и КСП , которые могут быть отражены в миссии компании .

    Важно запомнить

    С позиций современных подходов к стратегическому менеджменту определение и формализацию миссии и стратегии компании следует осуществлять только после выявления и идентификации долгосрочных социальных тенденций и запросов ключевых заинтересованных сторон.

    Краткое описание основных задач и функций, реализацию которых предполагает процесс управления отношениями с заинтересованными сторонами, позволяет сделать вывод о том, что стейкхолдер-менеджмент является достаточно сложным управленческим процессом, важным условием выработки как деловой, так и социальной корпоративной стратегии. Применение на практике методов и инструментов стейкхолдер-менеджмента в целях выявления заинтересованных сторон и их запросов является также свидетельством реализации компанией интегрированного или стратегического подходов к КСО.

    • Lenssen G., Pertini F., Tencati Л., Lacy P. Guest Editorial // Corporate Governance:International Journal of Business and Society. 2007. Vol. 7. № 4. P. 352.
    • Под миссией компании обычно понимают официальную формализованную позицию,отражающую основные ценности и цели, которых она придерживается в своей деятельности(в том числе и в отношении КСО).