Главная · Эффективность · Презентация "Портрет" Н. В

Презентация "Портрет" Н. В

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

К 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя ПОВЕСТЬ «ПОРТРЕТ» Подготовила учитель МОУ лицея №17 г. Владимира Какшина Ирина Евгеньевна 2008 год

Петербург глазами Н.В. Гоголя И днем… И ночью…

Петербургские повести … Я совершу! Жизнь кипит во мне. Труды мои будут вдохновенны. Над ними будет веять недоступное земле Божество! Я совершу … Н. В. Гоголь

С Гоголя начался русский роман и русская повесть… В.Г. Белинский Подумаем над символическим названием повести. Что такое портрет?

Как распорядиться даром и не потерять себя?.. ИСКУССТВО ИСКУС ИСКУШЕНИЕ Приведите однокоренные слова к слову искусство

Есть ли смысл в самом посвящении себя занятию искусством? Не губит ли человек саму жизнь свою, предаваясь этому занятию, подчиняя себя кумиру земной красоты? Гоголь размышлял … А какие вопросы зададите вы и как на них ответите?

Каковы причины гибели художника Чарткова, героя гоголевской повести? Какое значение в повествовании играет фантастический образ портрета старика- ростовщика? Проследим вместе с писателем, как шаг за шагом угасает талант Андрея Петровича Чарткова. А пока ответим на вопросы к повести

Как шаг за шагом угасает талант Андрея Петровича Чарткова. «Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь…Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец.»

«Но точно ли был у меня талант?» Вопросы к эпизоду: 1.Чем так поразила Андрея Чарткова картина, написанная бывшим его сокурсником? 2.Чья оценка отразилась в высказывании: «Чистое и непорочное, как невеста, стояло перед ним произведение художника»? Приведите доказательства из текста. 3. Какие изменения произошли в душе Чарткова? Почему идея изобразить «падшего ангела» соответствовала его состоянию? 4. Была ли гармония в мире, где проживал Андрей Петрович Чартков? 5. Как расплатился Чартков за свою сделку с дьяволом?

Задание классу 1. Сопоставьте начало каждой из частей повести. В чём их схожесть? Что дополняют они к характеристике Чарткова? 2. Как вы думаете, почему Н.В. Гоголь использует приём обратной композиции? 3. Какое значении в повести имеет эпизод о жизни в Коломне? 4. К кому из героев произведения можно отнести духовный совет Св. Феофана Затворника, данный в качестве эпиграфа, и почему? 5. Почему свои суждения об искусстве, о роли в нём художника Гоголь вкладывает в уста монаха-иконописца? 6. Какие чувства, мысли вызывает у героев повести и её читателей происшествие, связанное с исчезновением портрета «ужасного ростовщика»?

«Тебе предстоит путь, по которому отныне потечёт жизнь твоя. Не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его. Исследуй, изучай всё, что ни видишь, покори все кисти, но во всём умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созиданья. Блажен избранник, владеющий ею». Н.В. Гоголь Блажен избранник…

Гоголь был художником высочайшего уровня, но он обладал и обострённой религиозной одарённостью. В конце концов, она возобладала в нём над чисто художественной жаждой творчества. Гоголь осознавал: искусство, как бы высоко оно ни возносилось, останется пребывать среди сокровищ на земле. Для Гоголя же стали потребнее сокровища на небе. М.М. Дунаев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке". Цель: воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

Слайд 2

В 1834 г в обществе велись оживлённые споры о сущности искусства. Повесть – отклик Н.В. Гоголя.

Люди искусства, музыканты и художники, становятся героями романтических произведений. Это люди особого склада - умные, ранимые, тонко чувствующие. Поэтому они в конфликте со всем миром, они непонятны окружающим, они презираемы и бедны, но правда на их стороне…

Слайд 3

Из «Авторской исповеди»

«…когда я стал задумываться о моём будущем… мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я стану человеком известным… и что я сделаю даже что-то для общего добра… но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить так же службу государственную, я бросил всё…»

Слайд 4

ЧАСТЬ I

«Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе».

Слайд 5

«Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьёзно; лакеи-мальчишки и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чём калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит».

Слайд 6

«В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков».

Найдите портрет героя.

«Старая шинель и нещегольское платье показывали в нём того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своём наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости».

Слайд 7

Что купил Чартков?

«…Портрет в больших великолепных рамах… Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица его, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлён в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм… Необыкновеннее всего были глаза… Они просто глядели, глядели даже из самого портрета…»

Слайд 8

«Усталый и весь в поту дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. Он…скинул шинель, поставил рассеянно принесённый портрет между двух небольших холстов и бросился на узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею, потому что ряд мелких гвоздиков, когда-то прикреплявших её, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе…»

Какие слова своего профессора вспомнил Чартков в это мгновение?

Слайд 9

Слайд 10

«Виват, Андрей Петрович!.. Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам на обеды и даже на гулянья, щегольски одеваться и даже утверждать гласно, что художник должен принадлежать обществу, что нужно поддержать его званье, что художники одеваются, как сапожники, не умеют прилично вести себя…»

Какие события предшествовали этому?

Слайд 11

«Но точно ли был у меня талант?»

  1. Что погубило Чарткова?
  2. Каковы ужасные последствия его гибели как художника?
  • Слайд 12

    Часть II

    «Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы я был совершенно как живой?»

    Слайд 13

    «…вошёл к нему ужасный ростовщик. Ты художник? Нарисуй с меня портрет. Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить…»

    Подумайте, можно ли назвать повесть «ПОРТРЕТ» фантастической? Как связаны фантастика и реальность в романтической повести Гоголя?

    Слайд 14

    1. Кто из героев, по-вашему, становится выразителем взглядов Н.В. Гоголя на искусство?
    2. Как писатель-романтик решает вопрос о назначении искусства?
  • Слайд 15

    Внеклассное чтение

    • Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Слайд 16

    Слайд 17

    Оскар Уайльд (подлинное имя Оскар Фингал О Флаэрти Уилс) поэт, прозаик, драматург(1854 - 1900).

    Слайд 18

    Философский роман «Портрет Дориана Грея»

    История морального падения аристократа Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и умник лорд Генри становится духовным учителем Дориана.

    Под его влиянием юноша превращается в совершенно безнравственного человека. Провозгласив смыслом жизни удовольствие, герой романа утрачивает представления о добре и зле.

    Слайд 19

    Слайд 20

    У Дориана грея есть двойник – это обладающий фантастическими свойствами его собственный портрет, написанный когда-то его другом художником Холлуордом.

    Класс: 8

    Презентации к уроку

























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.














    Назад Вперёд

    Цели урока:

    • показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества – вклад писателя в спор о предназначении искусства;
    • выяснить, какова идейно-композиционная роль второй части повести «Портрет» и как автор решает проблему истинного искусства.

    Задачи урока:

    • Обучающая: совершенствование умений интерпретации литературного произведения и анализа художественной детали, навыков владения устной и письменной речью; раскрытие социального, нравственного, эстетического смысла повести.
    • Развивающая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и «чувства интеллекта».
    • Воспитательная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести и чести.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, проектор, Презентация 1 , Презентация 2 (Тестирование по повести Н.В.Гоголя «Портрет»)

    Кто заключил в себе талант, тот
    чище всех должен быть душою..

    Н.В.Гоголь

    ХОД УРОКА

    I. Вступительное слово учителя (Слайд №3)

    – Как вы знаете, Николай Васильевич Гоголь свой писательский долг видел в служении великому искусству, в стремлении показать правду жизни. Он хотел, чтобы читатель через его творчество мог «постигнуть высокую тайну созданья». О том, что Гоголя волновали вопросы творчества и место художника в обществе, говорит тот факт, что именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству (“Живопись, скульптура и музыка”, “Несколько слов о Пушкине”, “Об архитектуре нынешнего времени”), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью “Портрет”.
    (Сообщение цели урока) Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о проблеме истинного искусства в повести Гоголя «Портрет», старясь выяснить одновременно и идейно-композиционную роль второй части произведения.

    II. Работа с эпиграфом (Слайд №4)

    – Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя?
    – Каким, судя по высказыванию автора, должен быть настоящий художник?

    III. Оценка повести критиком

    Учитель. Так, критик В.Г.Белинский, оценивая талант великого прозаика, говорил: «Гоголь – поэт, поэт жизни действительной». А это больше всего ценилось в русской литературе. После выхода повести «Портрет» Гоголь рассчитывает на понимание
    читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести: (Слайд №5) “Портрет есть неудачная попытка г.
    Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия”.

    – Какое значение придаёт критик слову «приделка» в данном контексте?

    IV. Сообщение подготовленного ученика о пребывании Гоголя в Италии и дальнейшей судьбе повести «Портрет» (Слайд №6)

    Ученик. Уехав из России после скандала, связанного с премьерой “Ревизора” Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты... Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной “Явление Христа народу”.
    Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть “Портрет”.
    К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.

    V. Чтение учителем 1 абзаца 2-й части повести до слов «Длинная зала…»

    VII. Работа с текстом (Слайд №7)

    – Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией? (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)

    VIII. Ученик (индивидуальное исследование) рассказывает об этимологическом родстве двух слов: «искусство» и «искушение» (Слайд №8)

    Искусство родственно словам «искушать», «искушение». «Искусити» (старосл.) значило «подвергать испытанию». «Искушенный человек» – это тот, кто многоопытен, много испытал.

    – Кто, по вашему, в повести выступает в роли «искусителя» и почему?

    IX. Работа с текстом продолжается

    – Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?(Слайд№9) (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)
    – Какие детали в описании внешности ростовщика настораживают читателя? (Слайд №10)

    «Он ходил в широком азиатском наряде; тёмная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно он был нации… об этом никто не мог сказать
    «..Глядит, глядит человеческими глазами !,
    «..смуглое, тощее, запаленое лицо и какой-то непостижимо-страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза , нависшие густые брови отличали его от.. жителей столицы»
    «.. Что-то демоническое в глазах ..»
    – Какая художественная деталь в описании внешности повторяется? («Необыкновенного огня глаза», «демоническое в глазах» – это глаза сатаны, нечистой силы, носителя ЗЛА)

    – Почему к ростовщику постоянно обращаются люди за деньгами? (Слайд №11)
    «Этот ростовщик отличался от других ростовщиков уже тем, что мог снабдить какою угодно суммою всех, начиная от нищей старухи до расточительного придворного вельможи». «Он давал деньги охотно…».
    – Почему ростовщик давал деньги охотно и богатым, и бедным? (Ради наживы)
    – Олицетворением чего является сам ростовщик и его портрет в повести? (Слайд №12)
    – Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

    X. Сообщение микрогрупп (домашнее задание по теме «Какие искушения и испытания прошёл каждый из художников, выбирая свою дорогу к истинному искусству?») (Слайд №13)

    • Художник Андрей Петрович Чартков (1 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 19 )

    «..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро». «Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...».
    «... кисть его хладела и тупела, и он... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».
    «Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… Купивши картину,.. разрывал её,.. топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»

    • Товарищ Черткова (2 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 20 )

    С «ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек..», «..как отшельник, погрузился от в труд», «..оставил себе в учители одного божественного Рафаэля.»
    «Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми… Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью…»

    • Художник, написавший портрет ростовщика (3 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 21 )

    «Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь.. Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силой молитвы».
    «Святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём» – так сказал настоятель художнику, сумевшему очистить свою душу от зла.

    Учитель. Итак, Гоголь убеждён, что талант – это Божий дар и человек искусства ни в коем случае не должен прикасаться в своём творчестве к ЗЛУ, так каконо невольно начинает проникать в его душу, сознание, а потом творчество.

    Сообщение 3 микрогруппы (домашнее задание по теме «Советы и наставления отца художника Б. своему сыну») (Слайд №14)

    – Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными?Почему?

    Учитель. В своихрассуждениях об истинном искусстве и чистоте души художника, рассказывая языком повести о борьбе добра и зла, Н.В.Гоголь традиционно опирается на библейские легенды.

    – В чём связь советов отца художника Б. с Нагорной проповедью Христа? Докажите текстом. Один из примеров: (Слайд №15)

    В тексте:

    «Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колёс, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

    В Библии:

    «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?... Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас.» (Библия от Матфея: 7:1-14)

    Вывод.

    – Какова роль в обществе личности, наделённой «драгоценным даром Бога»? (Слайд №16)
    – Как вы понимаете высказывания классиков об этом?

    XI. Задание на дом: (задание учащийся выбирает по желанию)

    • Напишите сочинение на тему «Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?
    • Или создайте синквейны, рассказывающие о художниках (Чартков, его товарищ, отец художника Б.)

    XII. Рефлексия. (тестированиеПрезентация 2 , Приложение 1 )

    Использованная литература:

    1. Литература. 8 класс: Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова) / Сост. Л.М.Серёгина – Волгоград: Учитель, 2003.
    2. Б.Арапович и В.Маттелмяки. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Издатель: Российское Библейское общество, Москва, 1994
    3. http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/g1.html – Маранцман В.Г. Материала для изучения повести Н.В.Гоголя Портрет

    Слайд 2

    Три портрета Гоголя Фёдора Моллера и овальный портрет Александра Иванова (1840-1841)

    Слайд 3

    Впечатления детства

    Василий Афанасьевич Гоголь женился на совсем юной дочери помещика Косяровского, Марии Ивановне.

    Слайд 4

    .

    20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы, в доме известного на Украине врача Трахимовского, у них родился сын Николай. Детство своё будущий писатель провёл в имении родителей – Васильевке, Миргородского уезда Полтавской губернии, в тех местах, которые затем стали известны всей России из ранних повестей Гоголя.

    Слайд 5

    Годы ученья

    В 1818 году девятилетний Гоголь и его младший брат Иван (вскоре умерший) поступили в Полтавское поветное училище.

    Слайд 6

    Годы ученья.

    В 1821 году Гоголю удаётся поступить в только что открывшуюся в городе Нежине Гимназию высших наук. Это было большой удачей: таких учебных заведений в то время в России было мало.

    Слайд 9

    Решил издать рукопись идиллии. В начале лета 1829 года книга была отпечатана и поступила в книжные лавки. Книжка вышла в свет под фамилией В.Алов.Отклики были убийственные. Потрясённый неудачей, Гоголь собрал в книжных лавках нераспроданные экземпляры и сжёг их.

    Слайд 10

    Жуковский В.А. и Плетнёв П.А. приняли участие в судьбе молодого Гоголя. При их помощи ему удалось оставить чиновничью службу и перейти на педагогическую работу. К весне 1831 года была закончена и сдана в печать первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В Нежине была написана большая часть идиллии «Ганц Кюхельгартен»

    Слайд 11

    На пути к славе

    Каждую неделю у Плетнёва собирались друзья. На одной из таких «сред», 20 мая 1831 года, Гоголь был представлен А.С. Пушкину. Пушкин подметил гениальное новаторство Гоголя. После появления «Вечеров..» одарённости Гоголя не отрицал уже никто из его критиков. Гоголь становится заметной фигурой в литературном мире столицы.

    Слайд 12

    Занятия по истории помогли Гоголю преодолеть тяжёлое настроение. В начале следующего 1835 года вышли в свет два знаменитых сборника: «Арабески» и «Миргород».

    Слайд 13

    К началу 1836 года закончил комедию «Ревизор».Первое представление состоялось в Петербурге 19 апреля 1836 года в Александринском театре.Гоголь читает «Ревизора» перед артистами Малого театра.

    Слайд 14

    В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет.

    Слайд 15

    В июне 1842 года Гоголь вновь покинул Россию. Часто переезжает из одного города в другой, живёт то в Германии, то во Франции, то в Италии.

    Слайд 16

    Весной 1848 года Гоголь вернулся в Россию, чтобы больше её не покидать. Но и на родине не смог вернуть утраченное душевное равновесие.

    Слайд 17

    В начале февраля 1852 года в здоровье Гоголя произошло резкое ухудшение. Болезнь прогрессировала. 21 февраля 1852 года Гоголь умер.

    Слайд 18

    11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.

    Слайд 19

    По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные; вопреки первоначальному желанию друзей Гоголя, по настоянию начальства, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля (7 марта) 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»), а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии, 20, 8). В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. 31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище.

    Слайд 20

    Автолитография Э. А. Дмитриева – Мамонова с рисунка 1840–х гг. Портрет работы неизвестного художника 1820е гг.

    Слайд 21

    Портрет работы Ф. Моллера. Рим, 1841 г.

  • Слайд 22

    "Портрет" - не просто одна из "Петербургских повестей", в которой говорится о назначении писателя и его творения, - это произведение, где с наибольшей полнотой выражается взгляд Гоголя на смысл и задачи искусства и самого Художника.

    Слайд 23

    Портрет -изображение в литературном произведении внешности персонажа

    Описание лица Особенности фигуры - одежды Манеры поведения Мимика Жесты

    Слайд 24

    Как выглядел Чартков в начале повести? Что представляло собой его жилье? Был ли Чартков талантлив? Найдите подтверждение в тексте.

    Слайд 25

    В толковом словаре слово “талант” трактуется следующим образом: “Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности”. В дневнике М. М. Пришвина есть такая запись: “Талант похож на аванс, который нужно отработать, и чем больше талант, тем, значит, больше к нему труда. Вот почему бездарные и ловкие люди обыкновенно больше зарабатывают, чем талантливые. По тому же самому часто слышишь сказку о “загубленных талантах”. Такие таланты опускаются, потому что не могут работать. Талант называется даром, потому что даровитому и сильному человеку сама работа доставляет наслаждение”.

    Слайд 26

    Кто или что погубило талант Чарткова?

    Слайд 27

    Теперь проанализируем эпизод создания портрета молодой аристократки, обращая внимание на детали Как изображен Гоголем процесс работы над портретом? Что нарушает работу художника? Как относится к претензиям заказчика? Что примиряет его с ними? Почему Гоголь так подробно описал первый портрет, а об остальных творениях художника упомянул только вскользь?

    Посмотреть все слайды

    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Н.В.Гоголь.Повесть «Портрет» Три портрета Гоголя Фёдора Моллера и овальный портрет Александра Иванова (1840-1841) Впечатления детства Василий Афанасьевич Гоголь женился на совсем юной дочери помещика Косяровского, Марии Ивановне. . 20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы, в доме известного на Украине врача Трахимовского, у них родился сын Николай. Детство своё будущий писатель провёл в имении родителей – Васильевке, Миргородского уезда Полтавской губернии, в тех местах, которые затем стали известны всей России из ранних повестей Гоголя. Годы ученья В 1818 году девятилетний Гоголь и его младший брат Иван (вскоре умерший) поступили в Полтавское поветное училище. Годы ученья. В 1821 году Гоголю удаётся поступить в только что открывшуюся в городе Нежине Гимназию высших наук. Это было большой удачей: таких учебных заведений в то время в России было мало. В Петербурге. Летом 1828 года Гоголь закончил курс обучения в Нежинской гимназии высших наук. Его влечёт Петербург, Гоголю кажется, что здесь осуществится его мечта о той деятельности, которая принесла бы пользу соотечественникам. В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Решил издать рукопись идиллии. В начале лета 1829 года книга была отпечатана и поступила в книжные лавки. Книжка вышла в свет под фамилией В.Алов.Отклики были убийственные. Потрясённый неудачей, Гоголь собрал в книжных лавках нераспроданные экземпляры и сжёг их. Жуковский В.А. и Плетнёв П.А. приняли участие в судьбе молодого Гоголя.При их помощи ему удалось оставить чиновничью службу и перейти на педагогическую работу. К весне 1831 года была закончена и сдана в печать первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки».В Нежине была написана большая часть идиллии «Ганц Кюхельгартен» На пути к славе Каждую неделю у Плетнёва собирались друзья. На одной из таких «сред», 20 мая 1831 года, Гоголь был представлен А.С. Пушкину. Пушкин подметил гениальное новаторство Гоголя. После появления «Вечеров..» одарённости Гоголя не отрицал уже никто из его критиков. Гоголь становится заметной фигурой в литературном мире столицы. Занятия по истории помогли Гоголю преодолеть тяжёлое настроение. В начале следующего 1835 года вышли в свет два знаменитых сборника: «Арабески» и «Миргород». К началу 1836 года закончил комедию «Ревизор».Первое представление состоялось в Петербурге 19 апреля 1836 года в Александринском театре.Гоголь читает «Ревизора» перед артистами Малого театра. В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. В июне 1842 года Гоголь вновь покинул Россию. Часто переезжает из одного города в другой, живёт то в Германии, то во Франции, то в Италии. Весной 1848 года Гоголь вернулся в Россию, чтобы больше её не покидать. Но и на родине не смог вернуть утраченное душевное равновесие. В начале февраля 1852 года в здоровье Гоголя произошло резкое ухудшение. Болезнь прогрессировала.21 февраля 1852 года Гоголь умер. 11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре. По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные; вопреки первоначальному желанию друзей Гоголя, по настоянию начальства, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля (7 марта) 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»), а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии, 20, 8).В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. 31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище. Автолитография Э. А. Дмитриева – Мамонова с рисунка 1840–х гг. Портрет работы неизвестного художника 1820е гг. Портрет работы Ф. Моллера. Рим, 1841 г. "Портрет" - не просто одна из "Петербургских повестей", в которой говорится о назначении писателя и его творения, - это произведение, где с наибольшей полнотой выражается взгляд Гоголя на смысл и задачи искусства и самого Художника. Портрет -изображение в литературном произведении внешности персонажа Описание лицаОсобенности фигуры- одежды Манеры поведенияМимикаЖесты Как выглядел Чартков в начале повести? Что представляло собой его жилье? Был ли Чартков талантлив? Найдите подтверждение в тексте. В толковом словаре слово “талант” трактуется следующим образом: “Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности”. В дневнике М. М. Пришвина есть такая запись: “Талант похож на аванс, который нужно отработать, и чем больше талант, тем, значит, больше к нему труда. Вот почему бездарные и ловкие люди обыкновенно больше зарабатывают, чем талантливые. По тому же самому часто слышишь сказку о “загубленных талантах”. Такие таланты опускаются, потому что не могут работать. Талант называется даром, потому что даровитому и сильному человеку сама работа доставляет наслаждение”. Кто или что погубило талант Чарткова? Теперь проанализируем эпизод создания портрета молодой аристократки, обращая внимание на деталиКак изображен Гоголем процесс работы над портретом?Что нарушает работу художника?Как относится к претензиям заказчика?Что примиряет его с ними?Почему Гоголь так подробно описал первый портрет, а об остальных творениях художника упомянул только вскользь?