Главная · Эффективность · Использование возможностей периодических изданий в приобщении к чтению (из опыта работы отдела периодических изданий). Эффективность использования периодических изданий в обслуживании пользователей в отделе технико-экономической и сельскохозяйственной лит

Использование возможностей периодических изданий в приобщении к чтению (из опыта работы отдела периодических изданий). Эффективность использования периодических изданий в обслуживании пользователей в отделе технико-экономической и сельскохозяйственной лит

Найдется ли такой человек, который не любит новостей? Конечно, нет. Все мы очень любознательны. Обо всем новом, что нас интересует, расскажут газеты и журналы. 24 июня в библиотеке-филиале №9 прошел день периодики «Обо всём на свете в журнале и газете» . К этому дню была оформлена выставка с одноимённым названием. Периодика для выставки подбиралась исходя из читательских потребностей и интересов пользователей разных возрастных категорий.

Детей младшего возраста ждали прекрасные издания журналов «Том и Джерри», «Мурзилка», «Юный натуралист», «Мир Принцесс», «Скуби-Ду», «Свирель».

У ребят средней возрастной группы и старшеклассников наибольшей популярностью пользуются журналы «Маруся», «Юный техник», «Золотой ключик». Это яркие, красочные, полезные издания, с массой интересных публикаций, которые затрагивают и помогают решать молодежные проблемы. В них ребята находят для себя интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби. Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин.

Для взрослых читателей были представлены такие периодические издания как «Рыболов», «Наука и Жизнь», «Природа и Человек», «Приусадебное хозяйство», «Коллекция караван историй», «Крестьянка», «Добрые советы», «За рулем».

Любой желающий имел возможность полистать журналы, получить консультацию по интересующим вопросам. Предложенные материалы дали возможность каждому читателю найти интересующую их информацию на любую тему. Журналы с массой интересных публикаций помогают найти ответы на многие вопросы, в них публикуются советы психологов, юристов, врачей. В периодических изданиях много хороших идей, которые вдохновят читателей на создание рукодельных украшений, а также описание всех необходимых умений.

Дни периодики не только привлекают в библиотеку новых читателей, но и позволяют опытным пользователям лучше ориентироваться в информационных ресурсах библиотеки и повышают интерес посетителей к периодическим изданиям.









Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.

От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами. Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.

В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.

Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.


Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.

К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени, располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.

Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.

Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.

Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Предлагаем названия выставок , так или иначе связанных с представлением периодики:

·«Наша пресса – на все интересы»,

·«Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,

·«Что лист печатный нам готовит»,

·«Страна Журналия»,

·«Почтовый дилижанс»,

·«По страницам модных журналов»,

·«О чем рассказывают журналы» и др.

На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:

«Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:

2. В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

3. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи . Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.

4. Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

5. Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.

6. С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.

7. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы , прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.

8. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.

9. Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения .

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.

I.Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:

·Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).

·Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)

·Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)

·Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).

·С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).

II.Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.

Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:

·Пресс-час «Королевство красоты»,

·Круглый стол «Пресса нашего края»,

·Пресс-весы «Периодика: за и против».

Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:

Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND »,

Блиц-опрос «Мой любимый журнал».

«Призовым фондом» в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.

Одним из заданий в любом посвященном периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:

* Журналята – юные корреспонденты;

* Журналюди – люди, работающие в журнале;

День периодики . На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями, как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.

Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий :

Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,

Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации», и многие другие.

Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека. И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.

В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.

Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.

От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами. Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.

В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.

Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.


Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.

К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени, располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.

Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.

Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.

Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Предлагаем названия выставок , так или иначе связанных с представлением периодики:

·«Наша пресса – на все интересы»,

·«Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,

·«Что лист печатный нам готовит»,

·«Страна Журналия»,

·«Почтовый дилижанс»,

·«По страницам модных журналов»,

·«О чем рассказывают журналы» и др.

На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:

«Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:

2. В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

3. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи . Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.

4. Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

5. Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.

6. С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.

7. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы , прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.

8. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.

9. Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения .

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.

I.Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:

·Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).

·Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)

·Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)

·Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).

·С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).

II.Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.

Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:

·Пресс-час «Королевство красоты»,

·Круглый стол «Пресса нашего края»,

·Пресс-весы «Периодика: за и против».

Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:

Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND »,

Блиц-опрос «Мой любимый журнал».

«Призовым фондом» в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.

Одним из заданий в любом посвященном периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:

* Журналята – юные корреспонденты;

* Журналюди – люди, работающие в журнале;

День периодики . На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями, как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.

Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий :

Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,

Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации», и многие другие.

Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека. И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.

В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.

1. Алексеев, Н. Г. Использование критериев спроса и стоимости в управлении комплектованием фонда периодических изданий [Текст] / Н. Г. Алексеев, Л. И. Госина // Управление библиотекой: новые идеи и практические решения: сб. тр. / Рос. гос. б-ка. - М., 1995. - Вып. 1. - С. 89-101.

2. Библиотекарю о консервации документов [Текст]: учеб.-метод. пособ. - СПБ., 2004. - 156 с.

3. Вебстер, Д. Как противостоять журнальному кризису [Текст] / Д. Вебстер // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 5. - С. 94-103.

4. Великова, К. М. Анализ использования периодических изданий [Текст] / Великова К. М., Драбкина М. И. // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 10. - С. 10-13.

5. ГОСТ 7.50-2002. Консервация документов. Общие требования [Текст]. - Взамен ГОСТ 7.53-86 ; введ. 2002-07-01.

6. Гусева, В. Н. Формирование фонда деловой литературы на основе анализа читательского спроса [Текст] / В. Н. Гусева// Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 4. - С. 54-59.

7. Дубров, А. П. Критерии и показатели для формирования оптимального иностранного журнального фонда многопрофильных научных библиотек [Текст] / А. П. Дубров, О. Л. Красикова // Организация и ресурсы информационно-библиотечного обслуживания специалистов и ученых: межведомств. сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 1995. - С. 92-99.

8. Задубовский, И. И. Принцип организации журнального фонда НТБ [Текст] / И. И. Задубовский// Науч. и техн. б-ки. -2006. - № 10. - С. 39-41.

9. Изучение формирования и использования фондов Российской национальной библиотеки [Текст]// Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. Р. И. Богачева, А. В. Кокорев, С. И. Ковригина, С. А. Колесник; науч. ред. И. М. Алексеева. - М., 1995. - Вып. 19. - 42 с.

10. Информационно-справочный портал LIBRARY.RU [Электронный ресурс]

11. Использование журнальных фондов [Текст]// Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. В. Лучинкина, ред. Ю. А. Гриханов. - М., 1995. - Вып. 7. - С. 44-50.

12. Коломейчук, Е. М. Периодические издания в фондах центральных универсальных библиотек субъектов Российской Федерации [Текст] / Е. М. Коломейчук // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 7. - С. 46-52.

13. Медведева, И. Е. Анализ использования иностранных журналов в научно-технических библиотеках [Текст] / И. Е. Медведева, В. С. Лучко, Г. Ф. Зверева // Науч. и техн. б-ки. - 1999. - № 7. - С. 26-28.

14. Митракова, Н. А. Определение сроков хранения периодических изданий в библиотеке вуза [Текст] / Н. А. Митракова, Е.И. Балмуш // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 2. - С. 20-21.

15. Мотульский, Р. С. Моделирование как основа формирования фонда периодических изданий библиотеки вуза [Текст] / Р. С. Мотульский // Науч. и техн. б-ки. -2009 - № 9. - С. 28-33.

16. Подкорытова, Н. И. Комплектование фондов в условиях рыночной экономики [Текст] / Н. И. Подкорытова // Науч. и техн. б-ки. -2003. - № 4. - С. 37-41.

17. Приказ Министерства культуры РФ № 32 от 20 февраля 2008 г. "Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)" [Текст] // Сборник нормативно-правовых документов. - М., 2006.

18. Раев, А. Г. Анализ читательского спроса в крупной библиотеке [Текст] / А.Г. Раев // Науч. и техн. б-ки. -2009. - № 8. - С. 36-37.

19. Родионов, А. Я. Анализ запросов на периодическую литературу с целью оптимального комплектования и оперативности исполнения заказов в ПИКе ВИНИТИ [Текст] / А. Я Родионов // НТИ. Сер. 1. -2008. - № 8. - С. 23-25.

20. Савина, Е. А. Периодические издания в фонде библиотеки города Гуково [Текст] / Е. А. Савина// Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 7. - С. 52-56.

21. Сайт информационного агентства Интегрум http://www.integrum.ru/ [Электронный ресурс]

22. Сайт Национального электронно-информационного консорциума www.neicon.ru [Электронный ресурс]

23. Сайт проекта "Журнальнй зал" http://magazines.russ.ru [Электронный ресурс]

24. Сайт Российской национальной библиотеки www.nlr.ru [Электронный ресурс]

25. Сайт Челябинской областной универсальной научной библиотеки unilib.chel.su [Электронный ресурс]

26. Селиверстова, Е. Т. Полнота и соответствие - категории качества библиотечного фонда [Текст] / Е. Т. Селиверстова //Научные и технические библиотеки. -2008. - № 9. - С. 8-12.

27. Слуцкая, К. К. Удовлетворение запросов читателей - критерий качества обслуживания [Текст] / К. К. Слуцкая // Науч. и техн. б-ки. -2007. - № 3. - С. 3-5.

28. Терешин, В. И. Библиотечный фонд: [Текст] / В. Терешин. - Изд. второе, испр. и доп. - М. : ИПО Профиздат, 2000. - 176 с.

29. Терешин, В. И. Полнота библиотечного фонда: теоретический аспект, пути реализации [Текст] / В. И. Терешин // Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 6. - С. 3-8.

30. Шарабчиев, Ю. Т. К методике выбора журналов, наиболее значимых для специалистов [Текст] / Ю. Т. Шарабчиев // НТИ. Сер. 1. -2001. - № 11. - С. 25-29.