Главная · Бизнес-процессы · Художественные открытия в архитектурных ансамблях парижа презентация. Архитектурные ансамбли Парижа

Художественные открытия в архитектурных ансамблях парижа презентация. Архитектурные ансамбли Парижа

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Оставим итальянцам

Пустую мишуру с её фальшивым глянцем.

Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,

Придётся одолеть преграды и пути,

Намеченной тропы придерживаться строго:

Порой у разума всего одна дорога...

Обдумать надо смысл и лишь потом писать!

Н. Буало. «Поэтическое искусство».

Перевод В. Липецкой

Так поучал своих современников один из главных идеологов классицизма поэт Никола Буало (1636-1711). Строгие правила классицизма воплотились в трагедиях Корнеля и Расина, комеди­ях Мольера и сатирах Лафонтена, музыке Люлли и живописи Пуссена, архитектуре и убранстве дворцов и ансамблей Парижа...

Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях ар­хитектуры, ориентированных на лучшие достижения античной культуры - ордерную систему, строгую симметрию, чёткую со­размерность частей композиции и их подчинённость общему за­мыслу. «Строгий стиль» архитектуры классицизма, казалось, призван был наглядно воплотить его идеальную формулу «бла­городной простоты и спокойного величия». В архитектурных со­оружениях классицизма господствовали простые и ясные фор­мы, спокойная гармония пропорций. Предпочтение отдавалось прямым линиям, ненавязчивому декору, повторяющему очерта­ния предмета. Во всем сказывались простота и благородство от­делки, практичность и целесообразность.

Опираясь на представления зодчих эпохи Возрождения об «идеальном городе», архитекторы классицизма создали новый тип грандиозного дворцово-паркового ансамбля, строго подчинён­ного единому геометрическому плану. Одним из выдающихся ар­хитектурных сооружений этого времени стала резиденция фран­цузских королей в предместье Парижа - Версальский дворец.

Сказочный сон» Версаля

Марк Твен, посетивший Версаль в середине XIX в.

«Я ругал Людовика XIV, потратившего на Версаль 200 мил­лионов долларов, когда людям не хватало на хлеб, но теперь я его простил. Это необыкновенно красиво! Ты смотришь, пя­лишь глаза и пытаешься понять, что ты на земле, а не в садах Эдема. И ты почти готов поверить, что это обман, только ска­зочный сон ».

Действительно, «сказочный сон» Версаля и сегодня поража­ет масштабами регулярной планировки, пышным великолепием фасадов и блеском декоративного убранства интерьеров. Версаль стал зримым воплощением парадно-офици­альной архитектуры классицизма, выразившим идею рационально устроенной модели мира.

Сто гектаров земли в чрезвычайно короткое время (1666-1680) были превращены в райский уголок, предназначенный для французской арис­тократии. В создании архитектурного облика Вер­саля участвовали зодчие Луи Лево (1612-1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) и Андре Ленотр (1613-1700). В течение ряда лет они многое перестраивали и изменяли в его архитектуре, так что в настоящее время он представляет собой сложный сплав нескольких архитектурных плас­тов, вбирающих характерные черты классицизма.

Средоточием Версаля является Большой дво­рец, к которому ведут три сходящихся лучами подъездных проспекта. Расположенный на неко­тором возвышении, дворец занимает господствую­щее положение над местностью. Его создатели раз­делили почти полукилометровую протяжённость фасада на центральную часть и два боковых крыла - ризалита, придаю­щих ему особую торжественность. Фасад представлен тремя эта­жами. Первый, выполняющий роль массивного основания, оформлен рустом по образцу итальянских дворцов-палаццо эпо­хи Возрождения. На втором, парадном, находятся высокие арочные окна, между которыми располагаются ионические ко­лонны и пилястры. Венчающий здание ярус сообщает облику дворца монументальность: он укорочен и завершается скульп­турными группами, придающими зданию особую нарядность и лёгкость. Ритм окон, пилястр и колонн на фасаде подчёркивает его классическую строгость и великолепие. Не случайно Мольер сказал о Большом дворце Версаля:

«Художественное убранство дворца настолько гармонирует с совершенством, которое придаёт ему природа, что его вполне можно назвать волшебным замком».

Интерьеры Большого дворца оформлены в барочном стиле: они изобилуют скульптурными украшениями, богатым декором в виде позолоченной лепнины и резьбы, множеством зеркал и изысканной мебелью. Стены и потолки покрыты цветными мраморными плитами с чёткими геометрическими рисунка­ми: квадратами, прямоугольниками и кругами. Живописные панно и гобелены на мифологические темы прославляют короля Людовика XIV. Массивные бронзовые люстры с позолотой до­вершают впечатление богатства и роскоши.

Залы дворца (их около 700) образуют бесконечные анфилады и предназначены для прохождения церемониальных шествий, пышных празднеств и балов-маскарадов. В самом большом па­радном зале дворца - Зеркальной галерее (длина 73 м) - на­глядно продемонстрированы поиски новых пространственных и световых эффектов. Окнам на одной стороне зала соответствовали зеркала на другой. При солнечном или искусственном осве­щении четыреста зеркал создавали исключительный простран­ственный эффект, передавая волшебную игру отражений.

Поражали своей парадной пышностью декоративные компо­зиции Шарля Лебрена (1619-1690) в Версале и Лувре. Про­возглашённый им «метод изображения страстей», предполагав­ший помпезное восхваление высокопоставленных особ, принёс художнику головокружительный успех. В 1662 г. он стал пер­вым живописцем короля, а затем директором королевской ма­нуфактуры гобеленов (вытканных вручную ковров-картин, или шпалер) и руководителем всех декоративных работ в Версаль­ском дворце. В Зеркальной галерее дворца Лебрен расписал

золочёный плафон множеством аллего­рических композиций на мифологиче­ские темы, прославлявшие царствова­ние «Короля-солнце» Людовика XIV. Нагромождаемые живописные алле­гории и атрибуты, яркие краски и де­коративные эффекты барокко явно контрастировали с архитектурой клас­сицизма.

Спальня короля расположена в центральной части дворца и обращена окнами в сторону восходящего солнца. Именно отсюда открывался вид на три магистрали, расходящиеся из одной точки, что символически напоминало о главном средоточии государственной власти. С балкона взору короля откры­валась вся красота Версальского парка. Его главному создателю Андре Ленотру удалось связать воедино элементы архитектуры и садово-паркового искусства. В отли­чие от пейзажных (английских) парков, выражав­ших идею единения с природой, регулярные (французские) пар­ки подчиняли природу воле и замыслам художника. Версаль­ский парк поражает чёткостью и рациональной организацией пространства, его рисунок точно выверен архитектором с по­мощью циркуля и линейки.

Аллеи парка воспринимаются как продолжение залов двор­ца, каждая из них завершается водоёмом. Множество бассейнов имеют правильную геометрическую форму. В гладких водных зеркалах в предзакатные часы отражаются лучи солнца и при­чудливые тени, отбрасываемые кустами и деревьями, подстри- жёнными в форме куба, конуса, цилиндра или шара. Зелень образует то сплошные, непроницаемые стены, то широкие гале­реи, в искусственных нишах которых расставлены скульптур­ные композиции, гермы (четырёхгранные столбы, увенчанные головой или бюстом) и многочисленные вазы с каскадами тонких струй воды. Аллегорическая пластика фонтанов, выполненных известными мастерами, призвана прославлять царствование аб­солютного монарха. «Король-солнце» представал в них то в обли­ке бога Аполлона, то Нептуна, выезжавшего из воды на колесни­це или отдыхавшего среди нимф в прохладном гроте.

Ровные ковры газонов поражают яркими и пёстрыми кра­сками с причудливым орнаментом из цветов. В вазах (их было около 150 тыс.) стояли живые цветы, которые меняли таким об­разом, чтобы Версаль был в постоянном цвету в любое время го­да. Дорожки парка посыпаны цветным песком. Некоторые из них выстилали сверкающей на солнце фарфоровой крошкой. Всё это великолепие и пышность природы дополняли запахи миндаля, жасмина, граната и лимона, распространявшиеся из теплиц.

Была природа в парке этом

Как будто неживой;

Как будто с выспренним сонетом,

Возились там с травой.

Ни плясок, ни малины сладкой,

Ленотр и Жан Люлли

В садах и танцах беспорядка

Стерпеть бы не могли.

Застыли тисы, точно в трансе,

Равняли строй кусты,

И приседали в реверансе

Заученном цветы.

В. Гюго Перевод Э. Л. Липецкой

Н. М. Карамзин (1766-1826), посетивший Версаль в 1790 г., рассказал о своих впечатлениях в «Письмах русского путешест­венника»:

«Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистию!

Пойдём в сады, творение Ленотра, которого смелый ге­ний везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную На­туру, как бедную невольницу, повергал к ногам его...

Итак, не ищите Природы в садах Версальских; но здесь на всяком шагу Искусство пленяет взоры...»

Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир

После окончания основных строительных работ в Версале, на рубеже XVII-XVIII вв., Андре Ленотр развернул активную деятельность по перепланировке Парижа. Он осуществил раз­бивку парка Тюильри, чётко фиксируя центральную ось на про­должении продольной оси Луврского ансамбля. После Ленотра был окончательно перестроен Лувр, создана площадь Согласия. Большая ось Парижа давала совершенно иную трактовку горо­да, отвечавшую требованиям величия, грандиозности и парадности. Композиция открытых городских про­странств, система архитектурно оформленных улиц и площадей стали определяющим фактором планировки Парижа. Чёткость геометрического рисунка увязанных в единое целое улиц и площадей на долгие годы станет критерием оценки совершенства городского плана и мастерства градостроителя. Многим городам мира впоследствии предстоит испытать на себе влияние классического парижского образца.

Новое понимание города как объекта архитектурного воздей­ствия на человека находит отчётливое выражение в работе над городскими ансамблями. В процессе их возведения были наме­чены главные и фундаментальные принципы градостроения классицизма - свободное развитие в пространстве и органичная связь с окружающей средой. Преодолевая хаотичность город­ской застройки, архитекторы стремились создать ансамбли, рас­считанные на свободный и беспрепятственный обзор.

Ренессансные мечты о создании «идеального города» нашли воплощение в формировании площади нового типа, границами которой оказывались уже не фасады тех или иных зданий, а про­странство прилегающих к ней улиц и кварталов, парки или са­ды, набережная реки. Архитектура стремится связать в опреде­лённом ансамблевом единстве не только непосредственно сосед­ствующие друг с другом сооружения, но и весьма отдалённые точки города.

Вторая половина XVIII в. и первая треть XIX в. во Франции знаменуют новый этап развития классицизма и его распрост­ранение в странах Европы - неоклассицизм . После Великой французской революции и Отечественной войны 1812 г. в градо­строении появляются новые приоритеты, созвучные духу своего времени. Наиболее яркое выражение они нашли в ампире. Для него были характерны следующие черты: парадный пафос импе­раторского величия, монументальность, обращение к искусству императорского Рима и Древнего Египта, использование атри­бутов римской военной истории в качестве основных декоратив­ных мотивов.

Суть нового художественного стиля очень точно была переда­на в знаменательных словах Наполеона Бонапарта:

«Я люблю власть, но как художник... Я люблю её, чтобы из­влекать из неё звуки, аккорды, гармонию».

Стиль ампир стал олицетворением политического могущест­ва и военной славы Наполеона, послужил своеобразным прояв­лением его культа. Новая идеология вполне отвечала политиче­ским интересам и художественным вкусам нового времени. По­всюду создавались крупные архитектурные ансамбли открытых площадей, широких улиц и проспектов, возводились мосты, мо­нументы и общественные здания, демонстрировавшие импера­торское величие и силу власти.

Например, мост Аустерлиц напоминал о великом сражении Наполеона и был сооружён из камней Бастилии. На площади Каррузель была сооружена триумфальная арка в честь победы при Аустерлице . Две площади (Согласия и Звезды), отстоящие друг от друга на значительном расстоянии, были соединены ар­хитектурными перспективами.

Церковь Святой Женевьевы , возведённая Ж. Ж. Суффло, стала Пантеоном - местом упокоения великих людей Франции. Один из самых эффектных монументов того времени - колонна Великой армии на Вандомской площади. Уподобленная древне­римской колонне Траяна, она должна была, по замыслу архи­текторов Ж. Гондуэна и Ж. Б. Лепера, выразить дух Новой им­перии и жажду величия Наполеона.

Во внутреннем ярком убранстве дворцов и общественных со­оружений особенно высоко ценились торжественность и велича­вая помпезность, их декор был нередко перегружен военной ат­рибутикой. Доминирующими мотивами стали контрастные со­четания цветов, элементы римского и египетского орнаментов: орлы, грифоны, урны, венки, факелы, гротески. Наиболее ярко стиль ампир проявился в интерьерах императорских резиден­ций Лувра и Мальмезона.

Эпоха Наполеона Бонапарта завершилась к 1815 г., очень ско­ро стали активно искоренять её идеологию и вкусы. От «исчез­нувшей как сон» Империи остались произведения искусства в стиле ампир, наглядно свидетельствующие о её былом величии.

Вопросы и задания

1.Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведени­ям?

Как градостроительные идеи классицизма XVIII в. нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, на­пример площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с. 74)?

2. В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?

3. Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?

Творческая мастерская

1. Проведите для своих одноклассников заочную экскурсию по Версалю. Для её подготовки можно использовать видеоматериалы из Интернета. Нередко сравнивают парки Версаля и Петергофа. Как вы думаете, какие основания имеются для подобных сравнений?

Слайд 1

Архитектура Парижа XVII век Классицизм

Слайд 2

Париж XVII века

Слайд 3

Собор Инвалидов
Архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения инвалидов войны королевской армии. Сегодня он все еще принимает инвалидов, а также в нём нашли свое место несколько музеев и некрополь военных.
Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар

Слайд 4

5 мая 1821 года Наполеон Бонапарт умер. Он был похоронен недалеко от Лонгвуда в местности, носящей название «Долина герани». Есть версия, что Наполеон был отравлен. Король Луи-Филипп, уступив давлению бонапартистов, в 1840 году послал на Святую Елену делегацию для выполнения последней воли Наполеона - быть похороненным во Франции. Его тело с 1840-го года находится в Соборе Инвалидов в Париже.

Слайд 5

Площадь Вогезов
Создана в 1605-1612 годах архитектором К. Шантийоном.

Слайд 6

Это самая старинная площадь Парижа. Расположена в квартале Маре и представляет собой правильный квадрат длиной 140 метров. До 1799 г. называлась Королевской. Нынешнее название получила в честь жителей департамента Вогезы, которые добровольно стали выплачивать взносы на содержание революционной армии.

Слайд 7

Застраивалась по указу Генриха IV с 1605 по 1612 гг.; с тех пор её облик оставался почти неизменным. Здания по сторонам площади строго выдержаны в едином стиле - из красного кирпича с полосами серого камня. Два здания с более высокими мансардными крышами именуются павильонами короля и королевы (здесь простолюдины справляли свадьбу Людовика XIII и Анны Австрийской). В домах на площади жили многие знаменитые люди - Сюлли, кардинал Ришелье, Марион Делорм, Боссюэ, Виктор Гюго, Теофиль Готье, Альфонс Доде и др.

Слайд 8

Вандомская площадь

Слайд 9

Сооружена в 1699 году по проекту архитектора Жюля Ардуэн-Мансара в честь Людовикa XIV, а название получила от дворца Сезара де Вандом. Единообразные здания в стиле классицизм, окружающие площадь, были закончены к 1720 году. В центре Вандомской площади установлена 44-метровая Вандомская колонна со статуей Наполеона наверху, выполненная по образцу римской колонны Траяна.

Слайд 10

Площадь Побед

Слайд 11

В центре площади – конная статуя «Короля-Солнце»
Небольшая площадь округлой формы. Здесь сходятся сразу шесть улиц, а элегантность этой площади очаровывает типично французской архитектурой. В 1684-1687 гг. Ардуэн-Мансар создал площадь так, чтобы обозначить центр площади конным монументом.

Слайд 12

Люксембургский дворец

Слайд 13

Люксембургский дворец
Дворец, возведенный в 1615-1621 гг. архитектором Саломоном де Броссом, явился первым опытом городского пространства. Сам подход к строительству был продиктован классическим духом французской школы - парадный вход в центре здания, двор защищенный со всех сторон, главное здание. Оформлением внутренних интерьеров занимался великий Рубенс, с работами которого хорошо была знакома парижская аристократия.

Слайд 14

Люксембургский сад
Сад - классический пример французской садовой архитектоники, сочетающей строгую геометрию с буйством растительности. На территории Сада установлено более сотни скульптур, памятников и фонтанов. Вокруг центральной зеленой зоны установлено около 20 статуй французских королев и женщин-святых (в том числе Жанны III Наваррской, Бланки Кастильской, Анны Австрийской, Луизы Савойской и Анны Французской.

Слайд 15

Фонтан перед Люксембургским дворцом

Слайд 16

Архитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и парка. Луи Лево и Андре Ленотр впервые пытаются перспективно решить эту проблему во дворце и парке Во-ле-Виконт близ Мелена.

Слайд 17

Дворец Во справедливо считается прообразом главного создания второй половины XVII в. Версальского дворца и парка. Он был построен Лево, а на последних этапах в его строительстве принял участие Ардуэн-Мансар.

Слайд 18

Лучший по тем временам частный дворец Франции, творение трёх крупнейших профессионалов своего времени - архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена. Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить регулярный парк c партерами, фонтанами и каналами.

Слайд 19

Экстерьер здания классицистически строг, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Все это не исключает пышной декоративной отделки, особенно в интерьере. Интерьеры дворца состоят из анфилады роскошно убранных комнат.

Слайд 20

Дворец Мезон Лаффит, построенный Франсуа Мансаром в 1642-1651 гг., при всей сложности объемов являет собой единое целое, ясную, тяготеющую к классицистическим нормам конструкцию.

Слайд 21

Дворец Мезон Лаффит
В отличие от традиционных композиций более ранних загородных замков здесь нет замкнутого двора, образуемого главным корпусом и служебными флигелями. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Скомпонованное в виде буквы "П" вокруг открытого в парк курдонера, здание хорошо обозревается со всех сторон.

Слайд 22

Отель Ламбера
Особняк был заказан у архитектора Луи Ле Во в 1639 году секретарём Людовика ХIII Жаном-Баптистом Ламбером. Архитектор разработал сложный план здания, так как было необходимо адаптировать его к особенностям земельного участка. Тремя годами позднее он умирает и завещает дом своему брату Николя, который произвел там обширные декоративные работы. Внутреннее убранство трех кабинетов особняка и большой галереи прославили особняк с момента его создания.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ИМПЕРСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ СПЕЦИФИКА РУССКОГО АМПИРА Карл Иванович Росси. Дворцовая площадь Белый зал Михайловского дворца в Петербурге Ампирный интерьер

2 слайд

Описание слайда:

Ампир – стиль, созданный для Наполеона Бонапарта, превративший Петербург в имперский город Успехи в европейской политике и военной компании 1812 года окружили образ Александра I ореолом вершителя судеб не только России, но и всей Европы. Александр I превращает Петербург в имперский город, «мировую столицу». Исторический парадокс заключался в том, что национальная гордость царя-победителя нашла воплощение в формах стиля побежденной Франции – ампира, созданного для императора Наполеона Бонапарта. Французский ампир воспроизводил архитектурные образы императорского Древнего Рима и Древнего Египта. Наполеон Бонапарт Александр I

3 слайд

Описание слайда:

Национальный вариант ампира и Карл Иванович Росси Стиль ампир в России утвердился благодаря Карлу Ивановичу Росси (1775-1849). Росси ввел в архитектурный декор элементы древнерусской военной символики и получил национальные вариант ампира, отличающийся смелостью пространственных решений. Городские ансамбли России похожи на декорацию театрализованного действа, красоту и величие которых можно постичь только в движении, с разных ракурсов. К. И. Росси Портрет работы Б. Ш. Митуара Дворцовая площадь 1819-1834 Михайловский дворец 1819-1825

4 слайд

Описание слайда:

Блестящее решение градостроительной задачи Первым произведением русского ампира стала Дворцовая площадь (1819-1834) со зданиями Главного штаба, министерств и Зимним дворцом. Росси блестяще решил градостроительную задачу, создав композицию в рамках сложного плана участка, заданной дугообразной линии границы площади и острого угла площади с рекой Мойкой.

5 слайд

Описание слайда:

Дворцовая площадь – своеобразный контрапункт различных архитектурных мелодий города Дворцовая площадь - своеобразный контрапункт различных архитектурных мелодий города. С восточной стороны, через Разводную площадь, она выводит к Неве и Петропавловской крепости на противоположном берегу. С запада – на Адмиралтейскую площадь. Через Адмиралтейский бульвар плавно перетекает в Сенатскую площадь, ограниченную нарядными зданиями Сената и Синода с запада, строгим корпусом Адмиралтейства с востока и беспредельно расширенную просторами Невы с севера. Николай I, при котором завершалось возведение арки, выразил неудовольствие скромностью декора. У подножия появилась горельефная композиция из воинских доспехов и древнерусского оружия. Над ними между колоннами, высятся фигуры воинов, олицетворяющие крестьянство и духовенство – главные силы Отечественной войны 1812 г. Тимпан арки украшают рельефные изображения Славы с лавровыми венками в руках. Венчает аттик великолепная колесница Победы, запряженная шестеркой лошадей, резко выделяющаяся на фоне неба и словно летящая над городом.

«Стилi архiтектури» - Собор Нотр-Дам де Парі Франція. Рококо. ЛУВР. Архітектура. Класицизм. Бароко. Базилика святого петра. Вчитель Новоспаської ЗОШ Подлєсна І.С. Романський стиль. Собор св. Види архітектури. Стиль в архітектурі. Містобудування. Площа Іспанії. Павла в Лондоні. Готичний стиль. Париж. Ландшафтна архітектура.

«Скульптура Романского стиля» - Робертом. Скульптура романского периода. Монастырские комплексы представляли собой целые посёлки и города-крепости. Аббатство Клюни, Франция, XII век. Почему? Основной темой романской скульптуры было прославление Бога. Тимпан собора Нотр Дам в Шартре. ТИМПАН – углублённая часть арки над входом. Романская скульптура открыла новые стороны действительности – образы чудовищного и безобразного.

«Архитектура ислама» - 10.07.2011. 1. 2. 3. Наука-сакральная геометрия. Геометрия в архитектуре. Ислам.

«Романский стиль» - Архитектура западноевропейского Средневековья (романский стиль). Колокольня (кампанила). Замок Сюлли, X-XIвв., Франция. Романский стиль в Италии. Кириака в Гернроде, X век. Характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проемов. Романский стиль. башня старого донжона в Лоше (X в.). Замок феодала –неотъемлемая часть средневекового образа жизни.

«Романский стиль в архитектуре» - Аббатство Мария Лаах, Германия. На средокрестии высится массивная башня. Свод - тип перекрытия которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Собор в Майнце. 4. Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода. Характерные черты романского стиля: Огромная высота интерьеров.

«Стили в искусстве и архитектуре» - Триумфальные ворота (Москва). Арх. братья Веснины. Проект отделки в Адамовом стиле зелёной столовой Екатерининского дворца. Фрагмент витражного окна. Главный зал Владычной палаты. Арка Каррузель, Париж. Ампир. Антонио Гауди). Бранденбургские ворота в Калининграде. Романский стиль. Церковь душ в чистилище в городе Рагуза.

Ампир –
(от французского empire - империя)
стиль в архитектуре
и искусстве трёх первых
десятилетий XIX века,
завершающий эволюцию
классицизма.

Ампир зародился в интерьере, архитектуре и
искусстве в начале XIX века, во времена империи
Наполеона. Из Франции стиль ампир быстро
распространился по всей Европе – знатные и
состоятельные персоны не хотели отставать от
парижской моды ни в чем.

Парадный, торжественный, монументальный стиль,
подражающий шику и роскоши Римской империи.
Прежде всего, это подражание отразилось
в меблировке комнат на античный лад.

Ампир отличается большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.

АМПИР ОТЛИЧАЕТСЯ БОЛЬШЕЙ СТАТИЧНОСТЬЮ,
ПЫШНОСТЬЮ, БЛЕСКОМ И ПОМПЕЗНОСТЬЮ.

Роскошь в стиле ампир всегда выступает на
первый план, порой даже в ущерб
удобству.
.

Стиль ампир в архитектуре подразумевает широкие прямоугольные окна, пропускающие много света. Иллюзию дополнительного освещения

СТИЛЬ АМПИР В АРХИТЕКТУРЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ШИРОКИЕ
ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ ОКНА, ПРОПУСКАЮЩИЕ МНОГО СВЕТА.
ИЛЛЮЗИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ В СТИЛЕ АМПИР
СОЗДАЮТ ЗЕРКАЛА В ТОНКИХ, ПОЧТИ НЕЗАМЕТНЫХ РАМАХ.

Характерные черты ампира

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АМПИРА

Использование ордерной системы
Колонна со всеми ее деталями, а также части,
расположенные над и под колонной,
составляют единое целое
и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку.
Порядок назван латинским словом "ОРДО".
Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.

Наличие портиков, колоннад, лоджий, галерей

Строгая симметрия планов и композиций

Декор с изображением воинских атрибутов